Статья
Использование мультимедийных презентаций
на уроках в начальной школе
Гуцкая Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 496
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 496
21 век — век высоких компьютерных технологий. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.
Создание презентаций (мультимедийных презентаций) - одна из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе, которая положительно влияет на запоминание учебного материала.
Учёными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Можно выделить следующие преимущества при использовании презентаций на уроках в начальной школе:
Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.
Создание презентаций (мультимедийных презентаций) - одна из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе, которая положительно влияет на запоминание учебного материала.
Учёными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Можно выделить следующие преимущества при использовании презентаций на уроках в начальной школе:
- аккуратные, яркие, чёткие цветные изображения (схемы, чертежи, таблицы), возможность их быстрого заполнения;
- повышение уровня наглядности учебного материала на уроке;
- повышение производительности урока;
- установление межпредметных связей (хорошая возможность для проведения интегрированных уроков);
- повышение познавательной активности учащихся.
На любом этапе урока можно использовать презентацию. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности, тем самым снимая эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе.
Более того, презентация даёт возможность учителю начальных классов самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, чем позволяет направить урок на достижение максимального учебного эффекта.
Рассмотрим некоторые примеры использования презентаций на уроках в начальной школе.
Более того, презентация даёт возможность учителю начальных классов самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, чем позволяет направить урок на достижение максимального учебного эффекта.
Рассмотрим некоторые примеры использования презентаций на уроках в начальной школе.
- Уроки письма и чтения в период обучения грамоте:
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.
Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.
На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.
- Урок математики:
В 1-4 классах можно использовать цепочки примеров для устного счёта, а также для наглядности при изучении новых тем.
В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.
Так для знакомства с задачами на встречное движение можно составить презентацию, в которой перед учениками будет изображение движущегося навстречу друг другу различного транспорта, что позволяет наглядно увидеть эту задачу и предоставляет возможность ученикам быстрее понять её и решить.
Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков.
В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.
Так для знакомства с задачами на встречное движение можно составить презентацию, в которой перед учениками будет изображение движущегося навстречу друг другу различного транспорта, что позволяет наглядно увидеть эту задачу и предоставляет возможность ученикам быстрее понять её и решить.
Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков.
- Урок русского языка:
Очень удобно использовать презентации при работе над текстом. Используя возможности интерактивной доски, ребята редактируют и корректируют тексты.
Незаменимы презентации при работе над сочинением (например, по картине): план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедийная презентация очень удобна.
Незаменимы презентации при работе над сочинением (например, по картине): план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедийная презентация очень удобна.
- Урок литературного чтения:
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, кроссворды, викторины, речевые разминки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
- Урок окружающего мира:
Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания удобно: тесты, кроссворды, ребусы – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
- Уроки ИЗО и технологии:
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии.
Список возможностей использования презентации для уроков ещё далеко не полон, но я думаю, что возможности программы помогут нам сделать наши уроки более эффективными, интересными, яркими и тем самым повысить интерес учащихся к учёбе.
При создании слайдов мультимедийной презентации для младших школьников необходимо учесть ряд основных требований:
1) Слайд должен содержать минимальное количество слов. Лаконичность – одно из требований при разработке презентации.
2) Для надписей и заголовков использовать чёткий и крупный шрифт. Размер шрифта для комментариев должен быть различим.
3) Выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации.
4) Заливка фона желательно спокойных цветов, не вызывающая раздражения глаз.
5) Чертежи, рисунки, фотографии должны иметь максимальный размер и равномерно заполнять поле слайда.
6) Не перегружать слайд зрительной информацией.
7) На просмотр 1 слайда отводить достаточное количество времени (2-3 минуты), чтобы учащиеся смогли сделать необходимые записи в тетради.
8) Звуковое сопровождение не должно иметь резкий, раздражающий характер.
9) Фото и видео изображения должны быть хорошего качества.
С помощью презентации урок становится ярким, красочным, разнообразным, интересным.
Использование мультимедийных презентаций в традиционном начальном образовании позволяет обеспечить переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Широкое использование презентаций при изучении предметов в начальной школе даёт возможность осуществлять принцип «учение с увлечением».
Список возможностей использования презентации для уроков ещё далеко не полон, но я думаю, что возможности программы помогут нам сделать наши уроки более эффективными, интересными, яркими и тем самым повысить интерес учащихся к учёбе.
При создании слайдов мультимедийной презентации для младших школьников необходимо учесть ряд основных требований:
1) Слайд должен содержать минимальное количество слов. Лаконичность – одно из требований при разработке презентации.
2) Для надписей и заголовков использовать чёткий и крупный шрифт. Размер шрифта для комментариев должен быть различим.
3) Выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации.
4) Заливка фона желательно спокойных цветов, не вызывающая раздражения глаз.
5) Чертежи, рисунки, фотографии должны иметь максимальный размер и равномерно заполнять поле слайда.
6) Не перегружать слайд зрительной информацией.
7) На просмотр 1 слайда отводить достаточное количество времени (2-3 минуты), чтобы учащиеся смогли сделать необходимые записи в тетради.
8) Звуковое сопровождение не должно иметь резкий, раздражающий характер.
9) Фото и видео изображения должны быть хорошего качества.
С помощью презентации урок становится ярким, красочным, разнообразным, интересным.
Использование мультимедийных презентаций в традиционном начальном образовании позволяет обеспечить переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Широкое использование презентаций при изучении предметов в начальной школе даёт возможность осуществлять принцип «учение с увлечением».