Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения

Алексеева Ольга Николаевна
Моденизация образования поставила перед современной школой задачу - воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Модель выпускника современной школы - это прежде всего творческая личность человека активного мышления, находящегося в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующаяся в новой обстановке, умеющаяя творчески оценить любую информацию, способная ставить цели, прогнозировать последствия, способная к самооценке и развитию. Одним из главных показателей личностных УУД является мотивационный аспект. Поэтоу в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. "Всенаши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" (В.А.Сухомлинский) Мотивации учения посвещено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находиться в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. В начальных классах очень важно заинтересовать учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. Глубокий интерес к изучению какого-либо одного из учебных предметов в начальной школе встречается редко. Хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе и самые сложные учебные предметы. Если ученик начальной школы в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Отстающие учащиеся начальной школы чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.
Для развития интереса у школьников к предметам необходимо преподавать в такой живой и интересной форме, чтобы ученику захотелось учиться. Изучение только по книгам и при помощи бесед давольно ограничено. Поэтоу появляется необходимость перестройки учебного процесса, что влечет за собой создание новых учебно-методических комплексов, направленных на самостоятельную деятельность школьников и приобретение ими новых знаний. Одним из направлений перестройки образовательного процесса является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, которые включают в себя новые средства обучения: интерактивные обучающие пособия, цифровые образовательные ресурсы, интерактивную доску, документ-камеру, диагностические интерактивные пособия.
Основной формой организации учебного процесса остается урок. Интересный урок можно создать за счет следующих условий: личность учителя ( очень часто даже очень скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается), содержание учебного материала, методов и приемов обучения.
Ребенок с радостью идет в первый класс, любит рисовать, считать. Интересы обусловлены занимательностью. Поэтому уроки должны быть с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Эта пробуждающая функция мотивации неустойчива. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. В своей работе я стараюсь применять наиболее эффективные современные методы стимулирования и мотивации обучения: ИКТ, игровые методы и др. Задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление презентаций, составление кроссвордов, ребусов, инсценировок. Использоваине технологии проблемного обучения помогает создать наиболее благоприятные условия для формирования познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности. Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаем вопросы, волнующие учеников. У детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-экскурсии, уроки-концерты, читательские конференции, концерты, семинары. Дети рисуют иллюстрации к литературным произведениям, пишут эссе, сочиняют стихи. На формирование мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся. Каждый ребенок анализирует и сравнивает собственные результаты и достижения. Для формирования внутреннего интереса подбираются задания с элементами новизны, значимого интересного материала. Дети с первого класса учаться анализировать, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Для обучения сотрудничества, умению работать в коллективе на уроках используется работа в парах и группах. На моих уроках очень часто закрепление учебного материала проходит в форме защиты собственных проетов. Учебные проекты позволяют поддерживать учебную мотивацию и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является ситуации успеха. Чтобы каждый ребенок смог стать успешным, необходимо подчеркивать даже самый небольшой успех.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»