Мастерская творческого письма
Агальцева Татьяна Викторовна,
Морозова Елена Станиславовна,
учителя начальных классов
ГБОУ школы № 38 Санкт-Петербург
Эмоциональное воспитание и внутренняя культура ребенка играют важную роль в творческой самореализации личности. И поэзия в этом деле становится одним из главных помощников современной школы. Нам хочется остановиться на хокку, поскольку эти японские трёхстишия лаконичны, образны и являются богатым источником для философских размышлений. Кроме того, детям да и взрослым, гораздо интереснее и проще создавать их самим, нежели традиционную поэзию. Не верите?
Дело в том, что на помощь в создании хокку нам придут французские мастерские. Но всё по порядку. Сначала немного истории.
Что же это такое – французские мастерские? «Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века во Франции. В последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Но только с 1984 года группа окончательно признана Министерством образования Франции, Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
Данная технология стала известной благодаря публикациям педагогов Санкт-Петербурга, которые участвовали в работе учительских семинаров во Франции и Петербурге: книг и статей Анатолия Арсеньевича Окунева, Надежды Ивановны Беловой, Галины Альфредовны Мейчик и других.
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.
Нередко в традиционной системе учитель дает готовые знания, вынуждает, диктует, подсказывает, а в педагогической мастерской, ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод.
В работе педагогической мастерской большая роль отводится учителю, который:
1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).
3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.
4. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.
Итак, позволим напомнить вам, что такое хокку. Хокку (или ещё говорят «хайку») - жанр японской поэзии. По форме он представляет собой всего три короткие строчки (их можно назвать тремя частями). Современному человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить огромное удовольствие. Надеемся, что это получится и у Вас, как получилось, как нам кажется, у нас и наших учеников.
Итак, к делу!
Вашему вниманию мы представим технологию проведения обобщающего урока по хокку. На предыдущих уроках дети узнают (и мы в начале урока это вспоминаем - приведённую ниже памятку можно раздать каждому) о том, что
• хокку отображает одно мгновение, его первая строчка даёт информацию, которая тут же рождает в голове читающего картинку,
• хокку должно быть коротким — так, чтобы читалось на одном дыхании в прямом смысле (хотя читать его надо с остановками перед каждой частью),
• хокку ёмко вмещается в три недлинных строки! А мысль преподносится не впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам, ведь хокку, на наш взгляд, полнее и ярче фотографии или живописной картины,
• японцы считают, что хокку рождается само по себе, независимо от людей и проходит через человека как некое озарение в момент написания.
К заключительному уроку по данной теме детям предлагается найти и почитать японские трёхстишия, выписав на листки наиболее понравившиеся. Урок начинается с того, что ребята в течение 8-10 минут читают друг у друга принесённые хокку. В процессе этой работы участники погружаются в атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества; включается их эмоциональная сфера.
Остановившись на наиболее понравившемся тексте, учащиеся записывают его (каждый свой) на лист бумаги.
Учитель напоминает о том, что А.Блок писал: «Стихотворение — это покрывало, натянутое на острия слов, которые светятся, как звёзды.»
Теперь необходимо найти слова, которые светятся, как звёзды, т.е. держат стихотворную «ткань», и записать их в строчку.
К каждому слову нужно подобрать слова, связанные с ним по смыслу, т.е. ряд ассоциаций, и записать их. Затем вернуться к первоначально выбранным словам, которые записаны в строчку и выбрать слово, которое вам ближе всего, записав его слева. Рядом написать слово «Я». Далее предлагается попробовать подобрать слова, которые обозначают (называют, выражают) отношения (существующие, предполагаемые) между этими двумя словами. Теперь из всех слов, которые есть на странице, нужно выбрать одно — оно и будет темой будущего текста, его заголовком.
И, наконец, записать текст на выбранную тему (под спокойную мелодию, желательно в японском стиле) и прочесть получившийся текст.
В заключение предлагаем вашему вниманию хокку второклассников нашей школы — продукт, созданный на уроках. Надеемся, что они вдохновят вас на творчество в создании собственных шедевров. Удачи Вам в Вашем творчестве!!!
Бабочка в небе летит,
И кажется, будто осень
С ней улетает от нас...
(Арина Коргичева)
***
Всё, что связано с музыкой,
Это я люблю
И мои родные тоже любят…
(Настя Тузова)
***
Туман и осенний дождь.
И пусть не видно солнца,
Но всё равно, сердце радуется.
(Аня Рындина)
***
Наступила зима,
И все дети лепят снежки
И кидают друг в друга.
(Соня Курбангаджиева)
***
Жизнь
не вечна.
Но я её люблю.
***
Яркая жизнь,
Словно бабочка,
Сидящая на ветвях ивы.
***
Соловья услышал я
Песню.
И жить захотелось мне.
(Ира Спицына)
***
Бабочка в голубом небе летит,
И будто весна.
Улетает бабочка вместе с ней.
(Жанна Демьяненко)
***
Жить хочу.
Живу.
Вишня расцвела.
(Ксюша Громова)
***
Цветов зимой нет.
Ароматом цветов легко спасти.
Аромат спасает человека.
(Алина Халикова)
***
Птички радостно поют
На дворе у улицы.
Всё цветёт кругом и радуется.
(Алла Преображенская)
***
Куда ты рвёшься, ветер?
Может, свободы не хватает?
Может, свободы души?
(Елена Гуринова)
***
Таинственное время,
Когда ты слышишь разговор цветов,
Но жаль, что длится всего мгновенье…
(Тимофей Смирнов)
***
Луна.
Она очень красивая.
Осенняя.
(Лиза Гусейнова)
***
Перепорхнёт бабочка
С ветки ивы на ветку сирени,
И кажется, пришла весна.
(Лера Богатырёва)
***
Мир – это маленький мячик,
Сложный, неуправляемый,
Но очень красивый.
***
Печальный мир,
Даже, когда расцветают вишни.
Даже тогда.
(Даня Кузнецов)
***
В прозрачном окне
Луна светит на траву
И как будто о чём-то думает.
(Настя Константинова)
***
Бриз тёплого света.
После дождя
На траве сверкает вода.
(Лера Фокина)
***
Птички ласково поют –
На небе около деревьев.
Там холодно.
(Саша Субботина)
***
Вид бабочки
Наполняет сердце вдохновением…
Появятся прекрасные стихи!
(Маша Сологуб)
***
Подкравшись, я тихо-тихо
Сказал: «Прости».
И потекла лишь одна слеза.
(Хава Яндиева)
***
Ночная птица красоты
Приносит счастье
И чёрный цвет тревоги.
(Маша Андриянова)
***
В знойной пустыне родник:
Приникну губами.
Счастье.
(Татьяна Викторовна Агальцева)
Список литературы
Белова Н.И. Мастерская: приглашение к поиску//На путях к новой школе.-1994.-№1(6)
Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей.-Санкт-Петербург,2005