Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метапредметный подход к проектированию уроков

(из опыта работы)
Шовгенова Анжелика Николаевна
Метапредметный подход к проектированию уроков (из опыта работы) Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Обучающийся узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы обучающийся начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия. Обычно учащийся, работая с материалом истории запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, обучающийся делает другое. Он не запоминает, а прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он совершает открытие. Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Мы должны передавать обучающимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение”. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых ФГОС. Что же такое метапредмет? Это выход за рамки собственно предмета. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Метапредметный подход является актуальным и востребованным в образовательном процессе, так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского общества, с восприятием основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны. Данный подход способствует воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у обучающихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этого достаточно много: • перегруженность школьных программ, • оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей обучающихся и многое другое. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Метапредметный подход дает учителю новые возможности, позволяя вместе с обучающимся получать удовольствие от процесса познания. В своей педагогической деятельности для реализации метапредметного подхода на уроках истории и обществознания я использую следующие технологии: Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему — это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность обучающихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и обучающегося при данной технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника. Мощнейшим средством становятся информационнокоммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования. Технологии проектирования. Метод проектов как педагогическая технология – это технология совокупности исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у обучающихся умение решать различные проблемы и осваивать новые способы их решения. Метод проектов позволяет создать образовательные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно решают поставленную проблему. На уроках истории и обществознания я работаю с понятием «государство». Предлагая обучающимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различий, у разных исторических личностей-они различны. И хотя мы часто имеем случаи с текстами политика, философа, поэта, анализируя эти тексты, мы выделяем универсальное метапредметное правило, понятие создается на основе различий. Излюбленными не только мною, но и обучающимися стали уроки-диспуты. Такие уроки стараюсь разнообразить с оглядкой на метапредметный подход. В заключении хотелось бы сказать, изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в грядущем Федеральном образовательном стандарте для средней школы, могу с уверенностью утверждать, что большинство моих коллег и я, в том числе, в своей педагогической практике давно применяем элементы метапредметности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»