Организация контроля в процессе изучения нового материала в 1 классе
Беленович Оксана Викторовна
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его качество. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Контрольно-оценочная деятельность: систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащегося
Новая система оценки:
- Что оценивать?
- По какой шкале?
- Где накапливать и фиксировать результаты?
- Кто должен осуществлять оценивание?
Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Обучающимся 1 класса оценки ни в баллах, ни в любых иных формах не выставляются. В связи с переходом на ФГОС II поколения отслеживание планируемых результатов осуществляется в иной форме на критериальной основе:
- оценка личностных, метапредметных, предметных результатов образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход.
- организация работы по накопительной системе оценки в рамках Портфолиодостижений обучающихся 1-4 классов
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
- оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
- соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
- «Лесенка»
- «Волшебная линеечка»
- «Светофор»
- Cловесное оценивание
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений»
-«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
-« Волшебные линеечки»- на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.
Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.
Прием позволяет:
- Увидеть свои успехи
- Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
- Удерживает учебную функцию оценки
- Помогает избежать сравнения детей между собой
-«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.
Выделение орфограмм зеленой пастой
Дидактическая игра:
- «Третий лишний»
- «Назови ошибку»
- «Молчанка»
- «Кто быстрее»
- «Кто больше запомнит»
-Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.
Оценка–это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский