Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
Миргуй Любовь Федоровна
Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать орфографическую зоркость; развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, самостоятельность действий учащихся, их познавательный интерес; способствовать воспитанию любви к устному народному творчеству, к природе.Планируемые результаты:
Личностные:
-развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
-формировать умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;
-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, , электронные диски).
Регулятивные:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания;
- учиться высказывать свое предположение, пробовать предлагать способ его проверки;
- уметь организовывать свое рабочее место и работу в соответствии с целью выполнения заданий.
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
-аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
-понимать точку зрения другого учащегося.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык» 4 класс, В. П. Канакина, В. Г.Горецкий;
2. Ноутбук, диск «Русский язык» 4 класс, В. П. Канакина…;
3. Опорные схемы – таблицы;
4. Карточки для дифференцированной работы;
1.Организационный момент.
2.Каллиграфическая минутка.
Напишите букву д в соединениях, в словах.
(Следить за посадкой).
Д д декабрь
-Посмотрите на доску. (карточки на доске)
Декабрь зиму год начинает кончает
-Предположите какое задание нужно выполнить? (Составить предложение)
-Какое предложение получилось?
(Декабрь год кончает, зиму начинает)
-Что мы составили? (пословицу)
- Почему так говорят? (Декабрь последний месяц года, но начало зимы)
- Запишите предложение каллиграфически правильно.
- Найдите грамматическую основу предложения.
-Какое это предложение? С чем? Что нужно поставить?
- В каком падеже стоит слово декабрь?
-Как определить падеж существительного? (1-найти слово от которого зависит существительное, поставить от этого слова вопрос, 2- по падежному вопросу и предлогу определить падеж)
3.Актуализация знаний
Блиц-опрос:
1.Что такое имя существительное?
2.Какие существительные относятся к 1 скл?
3.Какие существительные относятся ко 2 скл?
4.Какие существительные относятся к 3 скл?
5.Что мы знаем об именительном падеже?
6.Что мы знаем о родительном падеже?
4.Самоопределение к деятельности.
Работа в парах.
-Прочитайте ключевые слова на карточках. Распределите их на 2 группы.
Кому? Чему? к, по рад, дать -е,-у,-ю,-и
Кого? Чего? -и, -ы,-а,-я без, у, от, до, из, с, после, возле нет
-Какие группы получились?
-Что отнесли к 1 группе? (признаки Р.п.)
-Что отнесли ко 2 группе? (признаки Д.п.)
Предположите, какая тема урока будет сегодня. (Правописание окончаний имен существительных в Д.п.)
-Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки Д.п., научиться правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в Д.п.)
- А как вы думаете, где пригодятся нам знания о Д.п.? (при на написании диктантов)
5.Работа по теме урока
А) Перечислите признаки Д.п.
- Имена существительные какого склонения в дательном падеже имеют окончание –и?
(3-го склонения)
- Имена существительные какого склонения в дательном падеже имеют окончание –е?
(1-го склонения)
-Как правильно написать безударные падежные окончания? (1-Определить падеж, 2- Определить склонение, 3-Вспомнить окончание)
-Для чего нам потребуются эти знания?
Б) Работа по учебнику страница 114 упражнение 211 (коллективная работа по цепочке)
Прочитайте задание.
-Составьте и запишите.
-Какой алгоритм составим, для определения склонения? (на доске)
1) Поставим существительное в начальной форме.
2) Определяем род.
3) Определяем склонение.
4) Вспоминаем окончание.
6.Физкультминутка.
В) Письмо по памяти.
«К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец».
-Справедливы ли эти слова? О чём заставляют они нас задуматься?
-Все слова понятны?
-Если слово не понятно куда обращаемся за помощью?
Разобрать орфограммы.
Работа по карточкам.
-Возьмите карточки, выберите задание.
1 уровень
- Запишите по памяти. Найдите существительные в дательном падеже.
2 уровень
- Запишите по памяти. Найдите существительные в дательном падеже. Укажите склонения существительных.
3 уровень
- Запишите по памяти. Найдите существительные в дательном падеже. Укажите склонения существительных. Подчеркните главные члены предложения.
Самопроверка. (На доске)
7. Рефлексия.
Работа с карточками (е, и)
Называю существительные, вы показываете карточки с буквой, которую нужно писать.
-По реке, к сирени к деревне, по тетради, к тёте, к ёлке, к ели, к ветке, по дороге, по книге, по лестнице, по изгороди, к даче.
8. Подведение итогов.
- Чему учились на уроке? (Учились писать безударные окончания существительных в дательном падеже.)
-В каком склонение в Д.п. пишется е?
-В каком склонение в Д.п. пишется и?
-Перечислите признаки Д.п.?
-Просигнальте карточкой, кому все понятно?
9. Домашнее задание.
Упр.210