Условия формирования орфографической зоркости у младших школьников
Прыгова Татьяна Александровна,
ГБОУ гимназия № 399
Красносельского района Санкт-Петербурга
ГБОУ гимназия № 399
Красносельского района Санкт-Петербурга
В общей системе формирования орфографических умений существенная роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько в начальных классах прочно будут развиты орфографические умения, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
Актуальность данной темы состоит в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут на начальном этапе обучения сформированы азы орфографической грамотности, во многом зависит дальнейшее успешное обучение каждой школьной дисциплине. В практике начальной школы применяются различные пособия. Следовательно, важно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой программы, системы, учебника.Формирование орфографической грамотности у обучающихся является одной из основных задач обучения русскому языку в школе. Важность данной задачи обусловлена тем, что:
1. орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она при письменном общении обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания;
2. письменная форма литературного языка выделяется от устной в своей структуре большей сложностью.
Проблема орфографии отражена в трудах Н.А. Корфа, К.Д. Ушинского, В.А. Флерова, Д.Н. Тихомирова, а также методистов и психологов Л.К. Назаровой, М.В. Ушакова, П.С. Тоцкого, П.С. Жедек, Н.С. Жуйкова.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Выработать грамотное письмо обучающихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. По словам Д.Н Богоявлинского, орфографический навык, как и каждый другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” исполняется на основе знания правил и правильного их употребления”. [2, C. 71]
Работа учителя по орфографии в настоящее время в основном идет стереотипно: дети учат сначала правило, потом упражняются. Но знать правило и свободно писать – разные вещи!!! Считается, что одна из основных целей ребенка научить безошибочно определить место орфограммы и орфографические задачи решать. Потому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове).
Орфографическая зоркость складывается постепенно, в процессе выполнения различных упражнений. Но все упражнения необходимо проводить систематически, целенаправленно, только тогда может быть положительный итог.
Способность видеть орфограммы - это нужное условие для овладения орфографическими нормами, для удачного применения правил. Значит, данную способность у обучающихся необходимо воспитывать. “Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не назначается произношением, называется орфографической зоркостью”. Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать любой звук слова, т.е. различить, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен различными буквами при том же звучании.
Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из основных причин допускаемых ошибок. Данная причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их употреблять: школьник в процессе письма не видит орфограмм. Основной причиной слепоты школьников учителя и ученые считают отсутствие результативных способов формирования орфографической зоркости.
Психолог В.В. Репкин еще в 1960 году писал, что “обширно распространенные упражнения, в которых орфограммы заранее выделены тем или иным способом (вставить пропущенные буквы, объяснить правописание выделенных слов, корней, букв), не содействуют формированию умения выделять орфограммы”.
Способность орфограммы выделять и их тип определять нужно воспитывать с 1 класса. Но в действующих учебниках недостаточно представлены упражнения, которые направлены на ее развитие.
Учителя, как показывают наблюдения, главное внимание уделяя отработке приемов проверки написаний, тоже не включают (или крайне редко включают) такие упражнения в уроки правописания и в работу по развитию речи.
Основным средством воспитания орфографической зоркости является своевременное, правильное формирование понятия об орфограмме. При данном обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как специальный и первоначальный период в обучении правописанию.
Орфографическая зоркость с точки зрения фонематической концепции русского правописания, – это умение каждый звук слова оценивать фонологически (позиционно), т.е. различить, какой звук в слабой позиции, а какой– в сильной, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен различными буквами при том же звучании. [1, C. 38]
Зрительное восприятие исполняется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, графического выделения орфограмм, выборочного списывания, письма по памяти, корректировки письма, анализа заданий и текста упражнений.
Слуховое восприятие происходит при проведении предупредительного, выборочного диктантов, при применении сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания необычное значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что максимальный эффект для выработки орфографической зоркости дает запоминание и комбинированное восприятие, которые возможны в процессе комментированного письма, орфографического и звукобуквенного разбора.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание индивидуального, группового и фронтального способов организации обучения.
Кроме этого, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия содействует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, применение сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм исполняется в ходе предупредительного, зрительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль определяется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”. [3, C. 12]
Работу по развитию орфографической зоркости существенно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над словом и слогом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответственными буквами.
Таким образом, основным средством воспитания орфографической зоркости является своевременное, правильное формирование понятия об орфограмме. При данном обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как специальный и первоначальный период в обучении правописанию.
Литература:
- Львов М. Р., Сосновская О. В., Горецкий В. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах Учебное пособие 3-е. – М.: Издательство «Академия/Academia», 2007. – 496 с.
- Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию // Начальная школа - 2007. - №4. - С.45-47.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. / Под ред. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.