Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развивающие игры в начальной школе

Нечаева Евгения Андреевна,
учитель английского языка,
ГБОУ средняя школа №10
с углубленным изучением химии

Василеостровского района Санкт-Петербурга
 
Сущность и значение игры
Существует множество определений игры, высказанных крупнейшими учеными, показавшими ее неисчерпаемость, исключительную ценность для дошкольного детства: игра – ведущий вид деятельности; игра – средство всестороннего воспитания; игра – средство интеграции знания; игра средство подготовки к школе; игра – путь развития мышление; игра – способ переработки полученных из окружающего игра впечатлений, знаний и др.
Почему же игра в определенном возрасте становится ведущим видом деятельности? Психологи объясняют это тем, что примерно к 3 годам у ребенка появление самосознания, а с ним и новая потребность – действовать самостоятельно, выражаемая в его постоянном и настойчивом требовании «Я сам». Так он впервые заявляет о своем праве быть индивидуальным субъектом своих сознательных действий. Он начинает стремиться к выполнению таких действий, которые он видит у взрослых, но которые ему еще пока не по силам.
Итак, налицо противоречие между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно, без помощи взрослого ее выполнить.  Основным средством разрешения этого противоречия является игра. Она – единственная для ребенка дорога, способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними.
Играя, ребенок учится выполнять действия взрослых при том, что от него никто не требует обязательного получения результата. Ведь основной мотив игры состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. Ребенок скачет на палочке, т.е. на лошади, т.к. ему важно ехать на ней, а вовсе не для того, чтобы куда-то доехать.
Главным составляющим игры являются: круг сюжетов и их содержание, роли, игровые действия и игровой материал.
До тех пор, пока ребенок не в состоянии спросить развернутую сюжетную игру, он играет индивидуально – сам по себе. При этом он сосредоточен на своих действиях и не обращает внимание на других детей. Но постепенно у ребенка появляется стремление установить контакт с другими детьми. Всё это можно увидеть на границе между двумя и тремя годами. Но уже на следующем рубеже 3-4 года, ребенок начинает более интенсивно общаться со сверстниками, ищет повода для совместной деятельности.
Основные содержание игры младших дошкольников – это воспроизведение деятельности взрослых (варится каша, моется посуда, делаются уколы и т.д.). Содержание игры в этом возрасте сводится только к действию с предметами. Сюжет и роль младшими дошкольниками не планируются. В то же время у старших дошкольников основным содержанием игры являются отношение между людьми.
Очевидно, что подобные различия обусловлены влиянием игры на само психическое развитие ребенка. Что же дает игра и какие стороны психической деятельности дошкольника при этом активно развиваются?
В игре познаются свойства предметов и характер отношений между людьми. Беря на себя ту или иную роль взрослого, ребенок получает возможность лучше сориентироваться в отношениях между сверстниками, он учится согласовывать с ними свои действия, у него развивается способность к сопереживанию, другие качества личности. Наконец, у него появляется реальная возможность шире и глубже реализовать свою потребность в познании.
Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей способности к воображению и образному мышлению через развитие способности создавать системы обобщенных, типичных образов окружающих предметов, а затем совершать с ними различные мысленные преобразования.
 
Классификация игр
Среди всего многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают:
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры – драматизации;
  • подвижные игры;
  • строительно-конструктивные игры;
  • дидактические игры;
  • игры – забавы и развлечения.
Сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей. Она дает возможность детям самим выбирать тему, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания, умения С.-Р. Некая форма детской самодеятельности, оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. Освоение им окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которое несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых – со всем этим ребенок знакомится играя, воображая себя в роли мамы, воспитателя, представителя разных профессий и т.д. Особенно большое значение С.Р. игры имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи. Социальные отношения и материальные объекты воспроизводятся детьми в игре творчески. В игре у детей формируется чувство коллективизма, четкие представления о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи.
Начинают дети играть в игры с сюжетами, наиболее им близкими к действительности и знакомыми – «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница» и др.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут, используя наблюдение за окружающим миром, литературные произведения, телепередачи и др. самостоятельно строить сложные сюжеты. Сюжеты игр развиваются стихийно.
Другая форма организации сюжетно ролевых игр- игры с предварительным планированием. Когда заранее определяется тема, роли, игровые действия, события и их последовательность. Первоначально это может делать воспитатель, а затем и сами дети. Дети, участвуя в подобных играх, приобретают опыт ролевого поведения.
Игры с заданными, готовыми сюжетами и игры с предварительными планированием способствуют формированию и закреплению навыков совместной деятельности в игровых коллективах. Игры же, где сюжет заранее не фиксирован. Активизируют воображение ребенка, создают возможность для самостоятельного построения новых сюжетов. Специфика совместной ролевой игры с построением сюжета по ходу самой игры заключается в том, что ребенок должен уметь учитывать замыслы сверстников и согласовывать на их основе собственные замыслы и в результате строить общий сюжет.
Эта задача согласования весьма сложна для детей. Поэтому необходима специальная подготовка.
Эффективным методическим приемом является совместное придумывание рассказа или сказки, которые в дальнейшем могут быть использоваться как игровые сюжеты. Интересен прием, когда детям предлагается придумать историю с участием двух персонажей из разных сказок, например, Золушка и Змей-Горыныч, Красная Шапочка и Кощей Бессмертный и т.д. После того, как большинство детей усвоит способы, необходимые для совместного рассказывания и придумывания сказки, можно предложить поиграть в нее. Целесообразно, чтобы в процессе игры дети менялись ролями.
Совместное придумывание сказки и игра в нее воспринимаются детьми эмоционально вызывает большой интерес.
Такая игра протекает динамично, способствует повышению взаимопонимания между партнерами, делает их общение более содержательным.
Игры детей часто бывают весьма значительны по времени. Одна игра, продолжаясь изо дня в день, может развиваться в течение недели, месяца.
Длительные игры очень важны в плане одновременного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Построение образов в таких играх приобретает творческий, сознательный, активный характер.
При распределении ролей в играх в целях избежания конфликтов целесообразно использовать различные считалки.
Следует отметить, что приемы и методы руководства детской игрой должны быть направлены:
  1. На формирование игры, как деятельности
  2. На использование игры, как средства нравственного воспитания, и в первую очередь, формирования дружеских взаимоотношений, а также усвоения детьми норм поведения.
В практической деятельности педагога по руководству играми оба эти направления как бы слиты воедино. Однако для себя их необходимо четко разделять, чтобы осуществлять педагогическое руководство более целесообразно. Полезно, если воспитатель принимает участие в игре в качестве партнера и показывает детям образец ролевого поведения. На первых порах он как бы учит детей воплощать в игре некие образы.
Наличие в игре реальных взаимоотношений между детьми имеет решающее значение в нравственном развитии ребенка. Игра – деятельность, в которой отношение между участниками игры складываются по правилам партнерства и регулируются средствами, доступными детям. Это обстоятельство и позволяет назвать игру формой организации детской жизни.
С группой детей, изучающими английский язык можно, к примеру, провести игру «Дрессировщик и звери». Педагог показывает детям маски зверей, лежащие на столе, и предлагает каждому ребенку выбрать маску того зверя, которого он хочет изображать. Но для этого нужно, чтобы ребенок получил эту маску, он должен представиться в качестве данного зверя по-английски. «I am a wolf, a cock, a mouse, a frog, a fish, a monkey, a cat, a dog…».
Дрессировщик дает команды зверям и учит выполнять их разные движения «mouse, cat and dog – run!» – мышка, кошка и собака – беги!
Frog and hare –jump! – лягушка и заяц – прыгай!
Fish, swim! – рыбка, плавай!
Bird, fly! – птичка, летай!
Cock, sleep! – петушок, спи… и т.д.
Дети выполняют движения в соответствии со своей ролью, а потом рассказывают, что они научились делать:
«Frog – I can jump!» Лягушка: «Я могу прыгать» и т.д.
Дрессировщик хвалит умных зверей и прощается «See you soon» - До скорой встречи».
Также с детьми можно провести игру «На приеме у доктора». «Дети – пациенты» входят в кабинет к доктору, роль которого исполняет педагог. Пациенты здороваются с доктором «Good morning» и далее между ними происходит следующий диалог:
Доктор: «Sit down, please»- Садитесь пожалуйста!
“What is your name?” – Как Вас зовут?
Пациент: “Thank you, my name is…” – Спасибо, меня зовут…
Доктор: “What is the matter with you?” – Что с Вами случилось?
Пациент: (держась за «больное место») -“Doctor, my arm (leg, head…) Доктор, моя рука (нога, голова…)
Доктор «лечит» пациентов, используя средства, находящиеся в саквояже и использует следующие выражения “Please, a tablet” -  Пожалуйста, таблетка и дает «больным» по конфетке.
Пациенты благодарят за лечение – Thank you, very much! – Большое спасибо! И прощаются с доктором “Good bye, good bye doctor!”
Доктор, прощаясь с пациентами, использует знакомые им выражения “See you soon!” и новое “See you tomorrow!” До завтра»»
К разновидности игр, в которых доминирующим средством является пластическое движение, относятся пантомимические игры импровизации. Они развивают у детей воображение, наблюдательность, служат для обогащения выразительных средств общения – пластики, мимки, жестов.
Детям задается тема: «магазин игрушек», «Цирк», и т.д. Их задача – выбрав себе роли подходящего для заданной ситуации персонажа, представить как бы он стал действовать, двигаться (например, шагающая кукла в игрушечном магазине или штангист на спортивных соревнованиях) и изобразить это.
«Магазин игрушек». Дети встают в круг и каждый придумывает, какая он игрушка. Продавец (педагог) предлагают покупателю игрушки. Выбранную игрушку он заводит ключиком и показывает, что не умеет делать. Продавец расхваливает свой товар. Если покупатель приобрел игрушку, то они меняются ролями: игрушка становится покупателем, а покупатель – игрушкой.
Усложняя игру, можно предложить детям изображать игрушки группами (например, клюющих цыплят, оловянных солдатиков, железную дорогу и т.д.)
Игры-драматизации
Дальнейшее закрепление навыков совместной деятельности, дальнейшее развитие коллективных взаимоотношений можно осуществлять с помощью игр – драматизаций (коллективные разыгрывание литературных сюжетов). Игра – драматизация представляет большие возможности для развития творческого отношения ребенка к коллективной деятельности. Игры драматизации развивают детей художественно, физически, активно развивают речь и память.
Для игры – драматизации лучше брать хорошо известные малышам сказки. «Репка», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Волк и козлята» и т.д.
Поскольку обычно сказки включают 6-7 действующих лиц, игровая группа укрепляется, что усложняет задачу организации внутригруппового взаимодействия. В роли автора, который бы скреплял действия сказки и одновременно режиссера выступает педагог.
Необходимо расширять арсенал выразительных средств для разыгрывания сказки. Например, малышам будет легче играть роль, если в руках у них будут мягкие игрушки или перчаточные куклы, изображающие необходимые персонажи. На репетиции необходимо следить за четкостью и выразительностью речи малышей, не терять доброжелательно го тона, даже когда не все получается или дети слишком возбуждены. И конечно, надо постараться без обид распределить роли с учетом индивидуальности малышей (детям, которые свободно владеют речью, дать сложные «словесные» роли, а «неразговорчивым» выбрать не менее интересные роли, но с незначительной долей текста).
Чтобы снять излишние возбуждения, помочь малышам уверенно начать выступление и незаметно управлять ходом игры, педагогу можно взять на себя роль Сказочницы или Волшебницы.
С детьми, изучающими английский язык, можно организовать Новогодний праздник по следующему сценарию:
«Возле елки»
«Стояла в лесу елочка (a fir-free). Она была зеленая, пушистая и очень красивая. Бежал мимо Зайчик (a hare), увидел елочку. Понравилась она ему «Вот думает, - хорошо было бы встретить Новых год возле этой елочки в хороводе друзей!» Бежала мимо Лиса (a fox), увидела Зайчика, обрадовалась, съесть его захотела. Стала подкрадываться к Зайчику, но вдруг вспомнила, что наступает Новый год, а в праздник принято дарить друг другу хорошее настроение. Бежал мимо серый Волк (a wolf) и остался возле елочка. Так прибежали и остались у елочки дикая козочка (a goat) , птичка (a bird), мышка (а mouse), кошка (a cat), собака (a dog). Все свои прежние обиды забыли и встали в общий хоровод. Решили звери позвать хором Дедма Мороза (Grandfather Frost).
Пришел Дед Мороз и начался праздник возле елки. Все стали рассказывать по очереди стихи, считалочки и петь песенки на английском языке. Дед Мороз разведал свой мешок и достал для всех участников подарки: для зайчика морковь (carrot), для кошки и для собачки – рыбу (a fish), для мышки – сыр (a cheese), для козочки – репку (turnip). Все были довольны подарками и только Волк и Лиса стояли в сторонке. Педагог вручил им тоже подарки, т.к. в такой праздник принято дарить друг другу подарки и хорошее настроение.
 
Подвижные игры
Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условий цели. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. По мере развития детей, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал.
Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости, у детей появляется умение слушать и слышать речь взрослого. Игры благотворно влияют на весь организм ребенка в целом, т.к. при активном выполнении углубляется дыхание, повышается частота пульса.
Радость и удовлетворение сопровождает интересную, активную и доступную для ребенка игру, она оказывает положительное влияние н и на умственное развитие. Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закрепить свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мир: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках, издаваемых машинками, о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитания у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот их основные воспитательные задачи, которые педагог может решать при помощи разнообразных игровых заданий.
Игра: «Курочка – хохлатка»
Задачи: Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием. Воспитатель выполняет роль курочки, дети цыплят. Один ребенок – кошка. Кошка сидит в сторонке, а воспитатель ходит с детьми по площадке и говорит:
Вышла курочка –хохлатка
С нею желтые цыплятки
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, они убегают за черту, где расположен их дом. Затем назначается новая кошка и игра повторяется.
Таким образом, подвижные игры дат детям возможность реализовать потребность в движении, в эмоциональном общении, они могут «законно» повизжать и подурачиться, сбросить заряд нервного напряжения, которое возникает у некоторых детей в детском саду. Психолог В.А.Аверин в своей работе «Психология детей и подростков» пишет, что дети, видя вокруг себя взрослых с их бесконечными нотациями, учатся у них быть скучными и занудными, и детям надо обязательно давать возможность «побеситься» в кругу сверстников, вместе похохотать над любым пустяком.
Ж.-Ж. Руссо писал, что Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».
 
Строительно-конструктивные игры
Строительно-конструктивная деятельность занимает большое место в жизни детей, она является своеобразным видом детского труда. Детский труд и игра на определенном этапе представляет нерасторжимое единство. Как отметил Л.С.Выготский «… в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Игра – труд, т.е. работа сопровождаемая игрой воображения, в ней закрепляются знания об окружающем мире, дети осваивают самые общие действия и процессы труда».
Для развития конструктивного творчества необходимо обучать детей строительными умениями, особенно в играх со специальным строительным материалом, который представляет собой сочетание разнообразных геометрических тел. Ребенок должен научиться различать эти формы, знать их конструктивные возможности, целесообразно их использовать.
Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности мышления, приучают к сосредоточенности, упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной развивает чувство равновесия.
Кроме свободного конструирования следует давать детям задания, упражнения игрового порядка: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку. Учат детей строить и конструировать и во время игр, и на специальных занятиях. Характер заданий следует постепенно усложнять примерно в такой последовательности:
  1. Постройку сооружает воспитатель, поясняет свои действия.
  2. Показывает отдельные сложные приемы конструирования,
  3. Показывает незаконченный образец постройки, которую дети заканчивают сами,
  4. Постройка по рисунку
  5. Постройка на тему, предложенную воспитателем.
Свободная строительная игра по образу однако не обеспечивает в полной мере развитие конструктивной деятельности. Иное дело предложить ребенку модель стройки, в которой очертание составляющих ее элементов скрытой (например, рисунок).
Чтобы воссоздать модель, ребенок должен самостоятельно подобрать нужные формы. Такое задание весьма эффективно в плане развитие у детей конструктивной деятельности, поскольку оно требует напряженной умственной деятельности, мысленных комбинаций, геометрических фигур, их перемещений в пространстве.
Обучение стройке много дает и для развития творческой игры: дети начинают применять строительный материал для осуществления задуманного в игре. Приемы, усвоенные ими на занятиях, при работе с настольным материала.
Любимые детьми строительно-конструктивные игры с использованием природного материала: песка, воды, камешков, желудей, каштанов и т.д.
Игры, связанные с трудом и конструированием, увлекают детей и очень много дают им для их общего развития.
 
Дидактические игры
Дидактические игры – это игры, несущие преимущественно познавательную нагрузку, берущие на себя функцию интеллектуального развития. Эти игры специально разрабатываются педагогами в учебно-воспитательных целях. Учитывая, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, можно сделать вывод, что для того, чтобы отражаться в обучении и воспитании детей на их природу, на их возрастные возможности. Чтобы двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному к абстрактному, чтобы дети оставались детьми, а не автоматами по приемке информации – надо любую информацию преподносить в форме дидактической игры. Тогда игра становится тем методическим ключом, с помощью которого легко открывается дверь для приема любой информации.
 
Функции дидактической игры
         Дидактическая игра представляет собой многоплановые, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка, особенного умственного развития. Так, можно выделить группы игр, направленные на развитие восприятие, памяти, мышления и творческих способностей. Особая группа игр поможет подготовить ребенка к школе.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким функциям признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8-10 палочек разной величины в порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высота).
Следующая группа игр направлена на развития внимания. Игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной от одной деятельности к другой. О распределении внимания говорится тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задания, даже если оно не очень интересно.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая также, как внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо.
Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно – действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действия с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление – т.е. такая организация образов, которая позволяет выделять самые существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определениям умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач.
Широко известны взгляды на развитие творческих способностей педагога-новатора Б.П.Никитина. В своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры», он рассказывает о своем опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности. Б.Н.Никитин считает, что современное обучение развивает в детях в основном исполнительные способности, а более сложная и важная сторона развития – творческие способности человека – у большинства остается нераскрытыми.
Однако при решении различных жизненных проблемных вопросов человеку требуется не только определенный объем знаний, но и способность решать творческие задачи. При их решении требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности и т.д.
Конструктивные игры, игры, разработанные на основе идей М.Монтессори и многие другие, предложенные Б.П.Никитиным, упражняют детей в развитии всех этих качеств, помогающих ребенку встать на путь творчества.
И наконец, игры. Помогающие подготовить ребенка к школе. Это, игры, развивающие у малышей элементарные математические представления, знакомящие его со звуковым анализом слова, готовящие руку к овладению письмом.
Дидактические игры обеспечивают возникновение ярких, захватывающих познавательных интересов, вызывают положительные эмоциональное настроение, которое помогает наиболее эффективному усвоению материала.
Для того, чтобы дидактические игры выполняли свои функции и назначения, они должны иметь специальную структуру.
Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи весьма разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром, природой, животным и растительным миром, людьми, их бытом, трудом, развитие связной речи, закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развития внимания. Памяти, логики и т.д.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию, проявлению активности детей в игровых целях. Само игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача решается ребенком более успешно. Благодаря наличию игровых действий игры делают обучение занимательным, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками, развивают умственную активность детей.
В каждой дидактической игре задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Для развития умственных способностей дидактические игры могут включать в себя следующие дидактические задачи: умение анализировать, обобщать, сравнивать, умение использовать логические отношения, знакомство с использованием символов.
Большой вклад в развитие дидактические внесла итальянский педагог М.Монтессори. Дидактические материалы, предложенные М.Монтессори направлены на сенсорные развития, лежащее в основе умственного развития. Эти материалы помогают ребенку упорядочить познания об окружающем мире, т.к. истинная сущность разума, как утверждает М.Монтессори, состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Методика игр, разработанная М.Монтессори, направлена на развитие чувств ребенка.
Это направления развитие личности ребенка опирается у М.Монтессори на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры позволяют гораздо успешнее достигать цели обучения на занятиях с детьми – это усвоение или определенного, заданного программой, объема знаний, умений и навыков. Связи становятся понятными, противоположности ясными, выводы сделанными, а поведение – контролируемым.
Таким образом, игра не мистическое, внутренне присуще ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает.
Сам по себе возраст еще совершенно не гарантирует появление у ребенка того или иного типа деятельности. Становление ведущей деятельности происходит постепенно и зависит от сложной системы социальных воздействий, задающих в тот или иной форме эту деятельность ребенку.
 
Литература:
  1. В.Я.Воронова «Творческие игры старших дошкольников» М.Пр.1981
  2. А.И.Сорокина «Дидактические игры в детском саду» М.Пр., 1982
  3. «Игра дошкольника» под ред.С.П.Новоселовой М.Пр.1989
  4. «Психология и педагогика игры дошкольника» под ред.А.В. Запорожца М.Пр.1986г.
  5. В.А.Аверин «Психология детей и подростков» Монография С-Пб., 1994г.
  6. «Чего на свете не бывает» под р.О.М.Дьяченко М.Пр.1991г.
  7. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в д/с».
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»