Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Готовность ребёнка к школе

Чапурина Елизавета Геннадьевна
Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами и ходит на лыжах), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Вам, наверняка, знакомо состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение, и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, не легко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Запись в школу, приобретение школьных принадлежностей придают некоторую определённость контурам школьного будущего, и это несколько успокаивает будущего школьника. По мнению детей, «настоящий школьник — это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки». Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность — и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ваш ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Чаще же это расхождение начинает сказываться к концу начального обучения. Будучи азартным игроком, ревностным исполнителем школьных правил, такой ребёнок сыграл роль «настоящего школьника» на славу, но всё это ему надоело. И он быстро из хорошего ученика превратился в троечника и прогульщика. Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть, как он начнет свою учёбу в школе. Речевая готовность Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Среди составляющих общую готовность детей к обучению в школе выделяется, как основная, речевая готовность. Н. В. Новоторцева отмечает, что 59 % воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста не обладают достаточной умственной и речевой готовностью к школе. В своих работах М. Ф. Фомичева говорит о том, что среди задач, которые стоят перед дошкольным образованием, немаловажное место занимает задача практической подготовки детей к школьному обучению. По утверждению Р. С. Немова, дошкольники используют речевую готовность для произвольного управления познавательными процессами и своим поведением. К сожалению, речевая готовность к обучению в школе часто ограничивается готовностью к овладению грамотой (чтением и письмом), но не решается проблема готовности к обучению в школе в связи с другими видами речевой деятельности (слушание, говорение).
По данным исследований Ф. А. Сохипа, при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня речевой готовности к обучению в школе, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения — формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Исследователи выделяют пять критериев речевой готовности: Первый критерий общей речевой готовности к обучению в школе — сформированность звуковой стороны речи. Дошкольное детство — наиболее благоприятное время для развития звуковой культуры речи. Овладение правильным и четким произношением звуков должно быть завершено в дошкольном учреждении. Становление звукопроизношения у детей происходит в среднем в период от года до шести лет. Звуки дети усваивают не изолированно, а в составе целых слов, звуковое наполнение которых, по мере освоения правильного звукопроизношения, все более и более уточняется. Постижение звуковой стороны речи дошкольниками происходит постепенно. Правильная артикуляция звуков речи — сложный процесс. Дети начинают «упражняться» в произношении звуков уже с двух месяцев, для усвоения речепроизносительных навыков им потребуется три-четыре года. При нормальном речевом развитии к пятилетнему возрасту у детей могут спонтанно корригироваться физиологические нарушения произношения звуков. К шести годам в норме дошкольники должны уметь произносить все звуки языка правильно. Второй критерий — сформированность фонематических процессов. По определению М. Е. Хватцева фонематический слух является «способностью воспринимать звуки речи как смысловые единицы». Наличие фонематического слуха делает возможным четкое звуковое восприятие, а также понимание смысла высказывания. В исследованиях Р. Е. Левиной, Г. А. Каше отмечается большое значение сформированности фонематических процессов, развития фонематического восприятия (способности воспринимать звуки речи). В период от трех до семи лет у детей все более вырабатывается навык слухового контроля своего произношения, исправление его в возможных случаях, то есть формируется фонематическое восприятие. К моменту поступления в школу у детей должен быть сформирован навык элементарного звукового анализа. Несложные формы анализа фонем у детей могут появиться самопроизвольно (с четырех — пяти лет), тогда как возникновение более сложных форм возможно в процессе обучения. Анализ речевого потока (дробление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) является не самым сложным для детей, тогда как фонематический анализ слов вызывает трудности. Пятилетний ребенок способен выделить ударный гласный в начале слова. Дошкольник шести лет может определить первый согласный звук в слове; последний звук в слове, с определением последовательности звуков в слове; считают число звуков в словах. Многие авторы обосновали необходимость развития более сложных форм фонематического слуха, благодаря которым дошкольники могут делить слова на звуки, устанавливать порядок звуков в словах, то есть качественно производить анализ звуковой структуры слов. Полный фонематический анализ становится доступен детям в процессе обучения грамоте. В конце дошкольного периода дети правильно слышат каждую фонему, не смешивают её с другими и овладевают правильным произношением звуков. Третьим критериемречевой готовности является сформированность слоговой структуры слова. В процессе усвоения слоговой структуры дошкольники проходят сложный путь. Специально организованные исследования показывают, что перед тем, как дети научаются произносить слова без ошибок, они проходят длинную череду усовершенствования произношения. Четвертый критерий — сформированный лексико-грамматический строй речи, развитие которого рассматривается в исследованиях Н. И. Жинкина, Т. Б. Филичевой. По мнению Ф. А. Сохина, дошкольники усваивают грамматический строй практическим путем, то есть подражанием речи взрослых и способом языковых обобщений. К моменту поступления в школу дети должны обладать разнообразным словарем и в достаточной мере уметь пользоваться грамматическим строем языка. Лексико-грамматическая сторона речи развивается и совершенствуется не только в дошкольный период, но и во время обучения в школе. Пятый критерийвключает понятие связной речи, которая представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, определяющей уровень интеллектуального и речевого развития дошкольников. Овладение коммуникативной стороной речи происходит благодаря развитию у детей умения связно высказываться. У дошкольников сначала формируется контекстная (обобщенная, отвлеченная) речь, проявляющаяся при пересказе рассказов, сказок, затем при описании своих впечатлений, переживаний. Затем формируется диалогическая речь, благодаря которой дети пользуются достаточно точными, краткими или развернутыми ответами в соответствии с вопросом.
Развитая связная речьявляется важнейшим условием успешной подготовки дошкольников к обучению в школе. К факторам недостаточной речевой готовности нужно отнести низкий уровень развития речи, причинами которого являются различные речевые нарушения, такие как фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие и общее речевое недоразвитие. Простой фонематический дефект может стать причиной неуспеваемости по родному языку и чтению, так как младшие школьники пишут, в основном, так же, как и говорят. Ещё сложнее, когда звукопроизношение детей в норме, а нарушены фонематические или лексико-грамматические процессы. Эти нарушения оказывают серьёзное влияние на усвоение учебных школьных программ. Если с детьми будут проводиться коррекционные занятия, которые направлены на исправление дефектов речевого развития, то этих осложнений можно избежать. Согласно мнению Г. В. Чиркиной, Р. Е. Левиной трудности, которые возникают у дошкольников при обучении письму и чтению, являются результатом несформированности фонетико-фонематической, лексической и грамматической сторон речи, недоразвития связной речи, то есть общего речевого недоразвития. Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки ребёнка к школе — сложный процесс, который требует специальной подготовки учителя-логопеда и воспитателей. В организации союза «родители — педагоги» важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по подготовке ребёнка к школе. Отмечена сохраняющаяся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам подготовки ребёнка к школе, как известно именно педагоги дошкольного учреждения способны прийти на помощь родителям. И только совместная слаженная работа специалистов разного профиля, включая, воспитателей, учителя-логопеда и родителей обеспечила эффективность нашей коррекционной работы при помощи различных методов и приемов. Опыт показал, что предложенные методы и приемы предоставили родителям возможность моделировать варианты своего поведения. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную и обучающую проблему расширяется. Систематическая работа учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы, способствовала повышению интереса родителей к воспитанию и обучению при подготовке ребёнка к школе, их ответственности, росту педагогических знаний и умений; а так же углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между детским садом и школой и повышению ответственности родителей.

Школьная готовность Вашему ребёнку исполнилось 6–7 лет. Это именно тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания ребёнок из дошкольника превращается в школьника. В это время происходит обобщение всего того, что ребёнок усвоил за свою короткую жизнь для того, чтобы приучить его к условиям систематического обучения, сформировать у него умение учиться. Здесь важно не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование такой важной стороны мышления, как способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу. Эта способность усиливается в творческом общении с другими людьми, в результате чего ребёнок не только учится рассуждать, но и привыкает уважать чужое мнение. Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя». Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе — умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе. Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы. В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Литература: Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995–289 с. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992–94 с. Венгер Л. А. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994–189 с. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 — с 51–63.



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»