Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативных навыков у младших школьников

Авдейчева Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 372 Санкт-Петербурга

Развитие связной речи является центральной
задачей речевого воспитания детей.
Именно в связной речи реализуется ее
основная, коммуникативная функция языка и речи.

Л. С. Выгодский

Коммуникативные навыки - навыки позволяющие правильно интерпретировать полученную информацию, а также доступно выражать свою точку зрения, взаимодействуя с другими людьми.

Развитие коммуникативных навыков  младших школьников обязательная часть урока. В соответствии с ФГОС НОО по окончании начальной школы ученик должен уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.  Учителю необходимо обращать внимание на развитие коммуникативных навыков у младших школьников с целью воспитания и развития личности младшего школьника.

На данный момент существует большое количество методик помогающих педагогу в этом. Однако следует понимать, что при введении современных образовательных технологий, методов и приемов, позволяющих развивать коммуникативные навыки, следует опираться на особенности детей, возраст. Работу необходимо вести регулярно, обдуманно, спланировано.  Для достижения желаемого результата следует вводить в привычные жизненные ситуации речевые конструкции.

Например:

Урок. Ученик не справляется с поставленной задачей, не может ответить на заданный учителем вопрос. Его одноклассник поднимает руку со словами “Хочу помочь” или “Хочу дополнить ответ”. Желательно вывесить данные фразы на доску, чтобы ученики могли обращаться к ним как можно чаще. Такой прием позволяет создать в коллективе атмосферу взаимовыручки.

Естественно, неотъемлемой частью учебного процесса является работа в парах и группах. Для создания продуктивной, рабочей атмосферы на доску необходимо вывесить правила. Правила должны быть подготовлены заранее учителем, но названы и аргументированы - учениками.

Например:

У:“Ребята, кто может сказать, какие правила работы в паре, мы должны соблюдать?”

у:“Не перебивать!”

У:“Объясни, зачем нам это правило?”

В начале практики групповой работы можно предупредить детей о дополнительных баллах за отличную групповую работу, а также о штрафах за нарушение порядка.  Важно обговорить обязанности капитана команды. Активный ребенок будет тянуть на себя одеяло, стараясь выделить себя. Следует объяснить ему, что хороший капитан следит за тем, как работает его команда, помогает и объясняет что-то, распределяет роли в команде.

Существует большое количество игр, направленных на формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников и младших школьников, которые можно использовать как во внеурочное время, так и на уроках. Вы можете найти целые картотеки с упражнениями и играми по данной теме. Пример игр, призванных решать следующие задачи:

  1. развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

  2. учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;

  3. развивать слуховое восприятие;

  4. учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;

  5. учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;

  6. учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.

  7. развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

  8. развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, а также умозаключений;

  9. развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

 

Игры:

  1. Интервью

Оснащение : микрофоны (по количеству пар участников)

Описание игры.

Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда - «эксперты» ,другая - «журналисты»

Педагог говорит:

Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например : Город, в котором я живу». Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя. Выигрывает пара, которая ,по мнению большинства детей ,наиболее удачно сыграла свои роли. Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм. 

  1. Картинная галерея.

Оснащение: картины, названия которых известны детям.

Описание игры.

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит

-Все картины хороши, Но одна лучше!

Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему. Ребенок, который первым назовет задуманную картину, становится водящим, игра возобновляется.

 
  1. Через стекло.

Описание упражнения.

Участники разбиваются на пары. Педагог говорит:

- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.

Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого- либо сообщения.

Пример сообщений:

- Я тебе позвоню, когда приеду;

- Напиши мне письмо. И др.

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга. 

  1. Почему? А потому!

Оснащение: фишки.

Описание игры.

Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ ,получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек. 

  1. Бывает - не бывает.

Оснащение : любые предметные картинки, например :крокодил, тучка, цыпленок, луна и др.

Описание игры

С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую - либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает. Первый ребенок противоречит , доказывая ,что такое может случиться.

Варианты диалогов детей:

- Крокодил летает.

- Крокодил не летает, у него не крыльев.

- Нет летает, его везут в самолете.

- Тучка упала на землю.

- Тучка плывет по небу, она не может упасть.

- Нет, тучка упала дождем.

Затем выбирается другая пара, игра возобновляется. 

Данные игры можно подстраивать под темы уроков и включать в урочную деятельность. Например игру “Журналисты” можно использовать на уроках во время повторения и закрепления материала.

Также обсуждение проблем в произведениях, сравнение их с реальной жизнью  и наоборот позволяет позволяет дать представление о том, как вести себя в конфликтных ситуациях. Инсценировки могут быть как на уроках литературы, так и на уроках окружающего мира или технологии, где дети примеряют на себя новые для них роли: учатся звонить друзьям, совершать покупки,обращаться в службы спасения и т.д.

    После любого мероприятия необходимо провести рефлексию, на которой дети смогут  выразить свою точку. Важно объяснить свою позицию. Фразы “мне понравилось\не понравилось” не достаточно. Для хорошей рефлексии можно использовать слова-помощники: “У меня получилось…”, “У меня не получилось…”, “Я считаю, что причина моего успеха (моей неудачи) в том, что…”, “Мне нужно…, чтобы в следующий раз…”, “ У меня есть предложение…”. Данные выражения следует разместить на доске, чтобы ученики регулярно к ним обращались, анализировали свою работу и учились доступно выражать свои мысли. 

    Таким образом, важно не только включать в образовательный процесс игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков младшего школьника, но и использовать речевые конструкции как инструмент позволяющий ребенку выразить свою точку зрения, помочь однокласснику, решить проблему. Все правила, речевые конструкции должны находиться в поле видимости, чтобы ученик имел возможность обратиться к ним при необходимости.

    Развитие коммуникативных навыков - долгий и трудоемкий процесс, который требует пристального внимания учителя. 

Список литературы

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб., Изд. «Союз», 1997

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1984

Учимся общаться с ребенком: Руководство для учителей начальных классов/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993.

 





 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»