Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние оценочной деятельности на личностные характеристики учащихся

Жигирева Анна Владимировна
Вспомните как Вы, с огромным букетом цветов, шли в первый класс.  И ведь практически каждый из вас видел себя отличником. Но не каждому из нас это удалось. И причины наших неудач не всегда таились в наших неспособностях к каким-либо школьным предметам.  Кто-то махнул рукой на свои успехи еще в начальной школе. Кто-то потерял интерес к получению новых знаний в средней школе. А кто-то решил, что он все-таки неудачник в старших классах.
В чем же скрывается этот секрет того, что желающий быть непременно отличником ребенок, вдруг покорно примиряется с позицией неудачника?
А ведь чаще всего виновниками этого становятся учителя, вернее – их оценочная деятельность.
И так, давайте рассмотрим те проблемы, которые возникают в ходе оценочной деятельности педагога приводят и влияют на личностные характеристики учащихся.
  1. Тенденциозность, предвзятость и необъективность оценки и отметки (а мы ведь помним, что это не одно и тоже).  
Встречаются случаи, когда педагог, в зависимости от симпатии и антипатии к ученику, осознанно или подсознательно оценивает плохой ответ по – разному. Комментарии к плохому ответу положительного учащегося: «Скорее всего подготовке к сегодняшнему уроку что-то помешало, вообще он прилежный, хороший ученик».Комментарии к плохому ответу отрицательного учащегося: «Да большее он и не способен, ему никогда не достичь высокой оценки».
  1. Частая жестокость отметки или оценки. У некоторых учителей достаточно сложно получить высокий балл и похвальную оценку его труда. Это приводит к тому, что слабые ученики перестают стараться, т.к. старания все-равно не помогут. К тому же и сильные ученики имеют при этом завышенную самооценку.  Конечно же ребенок выучит материал, для получения отметки, но может приобрести при этом устойчивое отвращение к самому предмету.  
  2. Великодушие.  У некоторых учителей получить хорошую отметку довольно легко. Если в начальной школе это будет радовать и ученика, и его родителей, то начиная со средней школы, они могут оказаться в невыгодном положении, не зная действительных критериев для получения высокой оценки своей деятельности. Это может привести в ребенка в состояние стресса, а отсюда опять же придет нежелание учиться.  
  3. Невнимание к психологическому состоянию ребенка. Ситуация опроса, контрольной и т.д. это всегда стрессовая ситуация для ученика. Для кого-то сильнее, для кого-то слабее, но эта обстановка в любом случае нарушает обычное психологическое состояние ребенка.  Волнение или страх могут помешать ученику ответить на высший балл. Так же ему может помешать если его перебивает или торопит учитель. Смех над отвечающим, реплики учеников негативно влияют на качество ответа, на желание или точнее на нежелание отвечать.  
  4. Объявление отметки или оценки перед всем классом. Специалисты утверждают, что объявление отрицательных отметок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.
  5. Невозможность оспорить свою отметку.  Чаще всего ученик услышит реплику типа «Лучше надо учиться» и что «Учитель не обязан давать отчет об отметке»  
Подводя итоги определим, на что же именно влияет оценочная деятельность учителя.
  1. Главное-добиться адекватной самооценки, не заниженной и не завышенной. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка личности это главные регулятор ее поведения, отношения к себе и к окружающим. Именно в зависимости от самооценки строится отношение к своим и чужим успехам и неудачам.   
  2. Влияние на мотивацию и отношение к учебной деятельности
  3. Непоследовательность в оценках может крайне негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка.
  4. Педагогическая оценка в начальной школе является одним из главных регуляторов внутриколлективных отношений детей.  
Хочется, чтобы каждый учитель, выставляя отметку ученику, помнил слова В.А. Сухомлинского «Оценка - это наиболее острый инструмент, использование которого требует огромного умения и культуры».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»