Влияние оценочной деятельности на личностные характеристики учащихся
Жигирева Анна Владимировна
Вспомните как Вы, с огромным букетом цветов, шли в первый класс. И ведь практически каждый из вас видел себя отличником. Но не каждому из нас это удалось. И причины наших неудач не всегда таились в наших неспособностях к каким-либо школьным предметам. Кто-то махнул рукой на свои успехи еще в начальной школе. Кто-то потерял интерес к получению новых знаний в средней школе. А кто-то решил, что он все-таки неудачник в старших классах.В чем же скрывается этот секрет того, что желающий быть непременно отличником ребенок, вдруг покорно примиряется с позицией неудачника?
А ведь чаще всего виновниками этого становятся учителя, вернее – их оценочная деятельность.
И так, давайте рассмотрим те проблемы, которые возникают в ходе оценочной деятельности педагога приводят и влияют на личностные характеристики учащихся.
- Тенденциозность, предвзятость и необъективность оценки и отметки (а мы ведь помним, что это не одно и тоже).
- Частая жестокость отметки или оценки. У некоторых учителей достаточно сложно получить высокий балл и похвальную оценку его труда. Это приводит к тому, что слабые ученики перестают стараться, т.к. старания все-равно не помогут. К тому же и сильные ученики имеют при этом завышенную самооценку. Конечно же ребенок выучит материал, для получения отметки, но может приобрести при этом устойчивое отвращение к самому предмету.
- Великодушие. У некоторых учителей получить хорошую отметку довольно легко. Если в начальной школе это будет радовать и ученика, и его родителей, то начиная со средней школы, они могут оказаться в невыгодном положении, не зная действительных критериев для получения высокой оценки своей деятельности. Это может привести в ребенка в состояние стресса, а отсюда опять же придет нежелание учиться.
- Невнимание к психологическому состоянию ребенка. Ситуация опроса, контрольной и т.д. это всегда стрессовая ситуация для ученика. Для кого-то сильнее, для кого-то слабее, но эта обстановка в любом случае нарушает обычное психологическое состояние ребенка. Волнение или страх могут помешать ученику ответить на высший балл. Так же ему может помешать если его перебивает или торопит учитель. Смех над отвечающим, реплики учеников негативно влияют на качество ответа, на желание или точнее на нежелание отвечать.
- Объявление отметки или оценки перед всем классом. Специалисты утверждают, что объявление отрицательных отметок перед всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.
- Невозможность оспорить свою отметку. Чаще всего ученик услышит реплику типа «Лучше надо учиться» и что «Учитель не обязан давать отчет об отметке»
- Главное-добиться адекватной самооценки, не заниженной и не завышенной. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка личности это главные регулятор ее поведения, отношения к себе и к окружающим. Именно в зависимости от самооценки строится отношение к своим и чужим успехам и неудачам.
- Влияние на мотивацию и отношение к учебной деятельности
- Непоследовательность в оценках может крайне негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребенка.
- Педагогическая оценка в начальной школе является одним из главных регуляторов внутриколлективных отношений детей.