Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Общий подход к оценке достижений учащихся
начальной школы в рамках реализации ФГОС ООШ
Макашова Надежда Викторовна
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. ФГОС, введенные в 2011 году, предполагают не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:
внешнюю оценку(или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и
внутреннюю оценку(или оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Внутренняя оценка строится на той же содержательной  критериальной основе, что и  внешняя, - на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, Достижения этих результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса-учебных программ, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Объектом оценки личностных результатов служит и сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
самоопределение– сформированность внутренней позиции обучающегося,  видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование– поиск и установление личностного смысла, «что я знаю» и «что я не знаю», «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, совесть как регулятор морального поведения.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.
Оценка метапредметных результатов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения, включая организацию этого процесса. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
- итоговые проверочные работы по предметам;
- комплексные работы на межпредметной основе.
Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования
Оценка предметных результатов  представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.
Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной стадии общего образования.
 Организация накопительной системы оценки
Портфель достижений
Портфель достижений – накопительная система оценки обучающегося, это сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфель достижений – это не только современная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и   самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)   деятельности обучающихся;
- формировать умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать   собственную учебную деятельность.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно – оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
- сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общегообразования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессев основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
  
Итоговая оценка выпускника
Итоговая оценка
Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, в том числе на основе метапредметных действий.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопительной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делается следующие выводы о достижении планируемых результатов:
1.                     Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Итоговые работы свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2.                     Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Результаты выполнения итоговых работ свидетельствует о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получения не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3.                     Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»