Конспект урока по курсу ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики)
Бог – создатель мира
Бородина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 121 Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 121 Санкт-Петербурга
Цель: познакомить с созданием мира в христианской религии.
Задачи:
- познакомить учащихся с представлениями православных христиан о Боге как о Творце мира, об Его роли в жизни верующего человека;
- помочь приобрести целостное мировосприятие на основе религиозного и научного представлений;
- развивать чувства прекрасного, восхищение красотой природы и понимание своей ответственности по отношению к природе как Божьему творению;
- развитие творческих способностей учащихся, навыков чтения, речи, мышления.
Приём: «Бортовой журнал»
Раздаточный материал: тексты для чтения (Приложение 1), листы А3, цветные карандаши, фломастеры.
Ход урока
I. Орг. момент.
Учитель
Приветствует учащихся.
Звенит звонок, звенит звонок,
Пора нам начинать урок.
- Проверим готовность к уроку.
Учащиеся
Приветствуют учителя.
Распределяются в группы.
Проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.
II. Актуализация знаний.
«Бортовой журнал» Стадия вызова
Учитель
СЛАЙД 2 - 3 Предлагает вспомнить мифы о создании земли, изученные на уроке литературного чтения по картинке и опорным словам
Задаёт вопросы, направленные на постановку темы и целей урока.
Учащиеся
Вспоминают древнеиндийский миф «Творение», славянский миф «Ярило – Солнце»
СЛАЙД 4
Учитель
Предлагает заполнить таблицу, работая в группах, определить границы знания.
Проверка написанного в группе.
Учащиеся
Заполняют «бортовой журнал»
Сообщают о том, что они знают о сотворении мира в христианской религии, комментируют свои записи.
III. Постановка проблемы.
СЛАЙД 5
Учитель
Предлагает просмотреть Византийские мозаики 12 века о сотворении мира.
Предлагает детям подумать над вопросом – «Почему так всё, что окружает человека в Мире разнообразно и окрашено в разные цвета?», прочитав рассказ В. А. Сухомлинского «Пурпуровый цветок» по цепочке.
Учащиеся
Обсуждают увиденное.
Делают вывод: «Что если бы всё в Мире было одинаковое, то не было бы красоты».
СЛАЙД 6
Учащиеся
С помощью учителя называют тему урока, стараются поставить цель.
Читают текст «Пурпурный цветок» (Приложение 1)
Отвечают на предложенный учителем вопрос.
IV. Знакомство с новым материалом.
Учитель
1. Задаёт вопрос:
- А как возник столь разнообразный, прекрасный и загадочный мир?
Могла ли прекрасная природа, окружающая нас, появиться сама собой? На этот вопрос нет ответа, который принимался бы всеми людьми. Православные христиане, все верующие в Бога люди, в том числе известные учёные, считают, - не могла.
Учащиеся
Выслушиваются все точки зрения и предположения и дети сами (обязательно!) произносят фразу: «Этот мир сотворил Бог».
Учитель
2. Предлагает прочитать текст с. 36 Учащиеся читают текст на с.36
3. Рассказ учителя: (звучит тихая музыка – «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского, фрагмент из 1-й части.)
Учащиеся слушают и заполняют «Бортовой журнал»
Учитель Наш красивый мир сотворил Бог. Бог был всегда. Бог присутствует везде. Но увидеть Бога нашими глазами мы не можем. Наш мир существует давным-давно. Но земля и небо не всегда существовали. Я расскажу вам, как Бог создавал мир. Бог сотворил мир за шесть дней. Но эти дни нельзя посчитать так, как мы считаем пальчики на руке. Сколько длились эти дни, мы не знаем. СЛАЙД 7
СЛАЙД 8-10
Что же Бог сотворил в первый день? В начале Бог сотворил небо и землю.
СЛАЙД 11
3емля состояла из бесконечного множества маленьких частичек. Из этих маленьких частичек Бог и строил мир. Вокруг была пустота и тьма над бездною. Было темно. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью.
СЛАЙД 12-13
Что было создано во второй день? Бог сотворил воздух и назвал eгo небом. Им разделил Бог воды. Одни разместил над небом сверху — это облака, тучи, из которых иногда идет дождь. Другие воды оказались под небом.
СЛАЙД 14-15
В третий день Бог собрал всю воду, которая была под небом, в одно место. Так появились сухие места, суша. Так образовалась наша планета Земля, на которой есть места суши (материки, острова, горы) и большие моря, океаны, озера и речки. На земле выросли по велению Бога красивые цветы и деревья.
СЛАЙД 16-17
В четвертый день Бог создал на небе светила - звезды и планеты. Солнце и Луну. Бог премудро устроил их движение. Солнце и Луна освещают Землю по очереди. Благодаря им, на смену ночи приходит день, после зимы наступает весна.
Дети перечисляют.
СЛАЙД 18-19
В пятый день Бог создал живые существа. Это были рыбы, бабочки, лягушки и змеи и множество птиц.
- Каких птиц вы знаете?
СЛАЙД 20
А в шестой день Бог сотворил зверей: коричневых и белых мишек, изящных оленей с ветвистыми рогами и без рогов, рыжих с черными полосами тигров и тоже рыжих, но с пятнышками жирафов (все видели жирафа?) пушистых серых зайчиков, обезьян и всех других зверей.
Вот какой красивый мир сотворил Бог и повелел размножаться и наполнять землю!
Вопросы:
- Что сотворил БОГ в первый день? Второй? …Шестой?
- Что повелел БОГ?
Учащиеся: Отвечают. Читают текст на с.37. Отвечают на вопросы.
СЛАЙД 21-22
4. Предлагает прочитать текст учебника «Первые люди» на с. 37 и найти ответ на вопрос : какую заповедь Бога нарушили первые люди? Почему они нарушили наказ? Почему бог не лишил их жизни? (Бог милосерден и всемогущ, добр)
5. Работа по СЛАЙДУ 23
Вот так Божественной любовью и добротой был сотворен красивый мир.
Об этом рассказано в самой главной книге, которую читают люди, и которая называется Библия.
Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты.
Предположите, а что требуется от человека? Как вы думаете, как должны верующие люди относиться к Богу?
Варианты ответов: Человек должен беречь созданный Богом мир – природу, добрые отношения между людьми, относиться к Творцу с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…
V. Закрепление изученного.
Стадия осмысления. «Бортовой журнал»
СЛАЙД 24
Учитель
Просить посмотреть « бортовой журнал», вспомнить что узнали на уроке о сотворении мира
СЛАЙД 25 Творческая работа.
Учитель
Предлагает каждой из групп детям нарисовать рисунок на тему «День творения Мира».
- Что Бог создал в (первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой) день?
Учащиеся
Выполняют работу в группах.
Каждая группа представляет свою работу и объясняет.
VI. Итог урока.
Учитель
Проводит фронтальный опрос – спрашивает учеников:
Кто создал красивый мир?
Как называется книга, где об этом написано?
Что Бог создал в (первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой) день?
Учащиеся
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
Анализируют полученные знания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рассказ «Пурпурный цветок». Сухомлинский В.А.
Среди ночи раскрылся бутон розы. Расправились нежные пурпурные лепестки. Родилсяновый цветок. Он был еще не очень красивый, лепестки еще не совсем выпрямились, а
один оставался немного измятым.
Цветок посмотрел на звезды, мерцающие в небе, тихо вздрогнул и прошептал:
Уже рассветает. Надо предстать перед солнцем во всей красоте. На нас, на пурпурные
наши лепестки, будет смотреть весь мир.
Лепестки встрепенулись. Измятый лепесток выпрямился. На пурпурную ткань упала
капля росы, задрожала и тоже стала пурпурной.
Цветок выпрямился, лепестки затрепетали, капля вздрогнула и заиграла переливами
пурпурного цвета.
Смотрите, — сказал Цветок лепесткам, — даже небо на востоке становится пурпурным.
Это от нашей красоты. Весь мир будет пурпурным.
Сказав это, Цветок застыл в ожидании.
Но пурпурное небо бледнело, становилось алым, потом розово- голубым.
Цветок розы с удивлением посмотрел вокруг себя. Вдруг он увидел зеленое дерево и на
нем — белую свечу.
Кто ты? — спросил Цветок.
Я каштан. Каштановый Цветок.
Но почему же ты не пурпурный? Почему ты белый, небо — голубое, а дерево — зеленое?
Если бы всё в мире было одинаковое, не было бы и красоты, — ответил Каштановый Цветок.