Педагогические мастерские
Арутюнян Елена Петровна
Современный педагог- не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление. Педагог-мастер путём размышлений, поиска, анализа жизненного и духовного опыта стремится понять смысл своей профессии, цель своей « встречи» с детьми. Цель-это осознанное предвосхищение результата деятельности, то, ради чего . И здесь важно, чтобы происходило согласование целей общечеловеческих, национальных, педагогических и индивидуальных, определяющих смысл жизни каждого конкретного человека. Нельзя задать цель извне, человек сам способен принимать решения, быть ответственным и духовно свободным в выборе направления своего становления. Задача педагогических мастерских -побуждать ребенка к самостоятельности, инициативе, активности. Призыв Л.Бетховена « Человек, помоги себе сам!» звучит достаточно убедительно и в 21 веке, когда так непросто « быть человеком» и чувствовать свою ответственность, сознавать что, «кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир»( А.Сент-Экзюпери). Поиск путей от « сердца к сердцу» в диалоге, общении, обмене духовными ценностями одного человека с другими людьми остаётся педагогической проблемой. И каждый педагог, ставя перед собой эту задачу, решает ее по-своему. Жизнедеятельность каждого учебного заведения определяется не столько рамками учебно-воспитательного процесса и специализацией, сколько содержанием и формами взаимодействия и общения детей и взрослых, что в сво ю очередь направляет образовательные процессы в другое, не просто учебное или воспитательное, а скорее духовное измерение. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс- творческий продукт- осознание его закономерностей- соотнесение полученного с достижениями культуры -коррекция своей деятельности -новый продукт и т.д. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод « проб и ошибок» , но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно -валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех её аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействуют чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом-с другой стороны. Наконец, идёт внутренний диалог каждого самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что есть целое, что чужие сознания « нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи- с ними можно только динамически общаться. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество -явления самоценные. Одно их самых замечательных качеств мастерской- то ощущение свободы и творчества, а так же полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, т.е. становится частью его культуры. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие заключается в двух особенностях мастерских: 1) Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания; 2) Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяется учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися.Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значимая, чем в других методах работы. Педагогическая мастерская как форма и метод обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н.Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С . Выготского , наследие А.С.Макаренко, основы философского учения Ж.Ж.Руссо, а так же современных французских последователей Гастона Багиляра – стали основой практического моделирования французских, а затем петербургских педагогических мастерских. По целям и способам деятельности в практической работе учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются : -мастерские творческого письма, -мастерские построения знаний, -мастерские по самопознанию, -мастерские отношений и ценностных ориентаций и т.д. Мастерские данного типа объединяются задачами предметного преподавания, несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как комплексно реализуют цели образования. Особая роль при этом принадлежит творческом письму и работе со словом, которая очень важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской. По временной продолжительности мастерские разделяются на « одноактные» (от 1 часа до 3-4 учебных часов) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев. По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся, только для педагогов, мастерские совместно педагоги и учащиеся. « Любой человек может тать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет, уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню. Тряхнуть яблоню - это значит помочь маленькому ребенку поддержать в нем состояние внимания, которое столь свойственно ему; значит, содействовать его поискам мгновенного равновесия между вопросами, которые он ставит перед собой, и ответами, которые он должен постоянно выдумывать, чтобы представить себе окружающий мир. Мы не можем помешать ребёнку иметь собственное представление о мире, даже если мы сможем, к сожалению, помешать ему выстраивать эти представления, постоянно вколачивая в него готовые ответы. В противном случае он будет развивать свои размышления контрабандой ; его мысль будет раздваиваться между нашими официальными речами и его собственными наблюдениями, что похоронит его невероятную склонность к исследованиям». Сабин Лакшар