Эффективное использование современных образовательных
технологий в урочной и внеурочной деятельности
Лисицына Виктория Константиновна
Обучение с использованием инновационных технологий качественно превышает классическое образование. Оно интегрирует процессы, которые нельзя объединять в рамках классического образования.
Современное общество характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах жизни, особенно влияет на развитие информационного, в том числе образовательного пространства. Образовательная сфера, которая является основоположницей формирования мировоззрения, духовного становления личности, испытывает значительные трансформационных процессов. Пространство, где сталкиваются новые ценности и технологии, новые стили жизни, требует новых, современных образовательных подходов. Гуманизация образования, его ориентация на раскрытие личностного потенциала обусловили возникновение и совершенствования новых образовательных технологий.
В условиях информационного общества традиционное обучение постепенно теряет свой смысл. Огромный поток информации, стареет быстрее, чем ученик заканчивает школу, всю необходимую информацию невозможно вместить в школьную программу. Теряет смысл необходимость перегружать память ребенка дополнительными знаниями, необходимо обучать ребенка находить их и пользоваться ими. Чтобы научить этому детей, нужно изменить технологию учебного процесса.
Педагоги экспериментируют, апробируют и успешно внедряют новые идеи, технологии, методики. Осознание того, что учитель является организатором образовательного процесса, целью которого является пробуждение и поддержание стремления детей к познанию, побуждает учителей школы искать пути повышения интереса учащихся к обучению, разнообразя его содержание, формы и приемы путем использования инноваций. Однако вопрос внедрения инновационных технологий требует системности и серьезного научно-методического подхода.
С целью реализации основных положений научно-методической проблемы и внедрения в практику работы образовательных инновационных технологий организована работа инициативной творческой группы «Интерактивные технологии обучения», продолжает работу творческая группа «Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс».
В практику деятельности активно вошли:
• проектные технологии, обеспечивающие интеграцию предметных знаний и умений по разным предметам и видов деятельности;
• игровые технологии, которые формируют навыки решать творческие задачи на основе выбора альтернативных вариантов;
• технологии личностно ориентированного, дифференцированного обучения;
• интерактивные технологии (работа в группах, метод проектов, «мозговой штурм», «ажурная пила», «кейс-метод», «аквариум», ролевые и деловые игры, «большой круг», «шкала мыслей», «беседа по Сократу», «ассоциативный куст», «открытый микрофон», групповая дискуссия, взаимное обучение и т.п.);
• технологии проблемного обучения.
С введением новых технологий изменилась и сама форма проведения уроков. В педагогической практике учителей возникли новые формы уроков: урок-практикум, урок-поиск, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-панорама, урок-зачет и т. п.
Перед современной школой все острее встает задача адаптации учащихся к жизни в информационном обществе путем формирования соответствующих компетенций в процессе обучения. Чтобы стать человеком XXI века, современному ученику необходимо не только овладеть базовыми компьютерными навыками, но и научиться собирать и анализировать информацию, синтезировать новые знания, эффективно сотрудничать с людьми разных культур. Необходимо повышать мотивацию к обучению учащихся и привлекать их к самостоятельной (индивидуальной или групповой) исследовательской работе на базе комплексного использования инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с целью повышения качества обучения учащихся.
Компьютерные технологии играют новую роль в обучении и преподавании, разнообразят учебный процесс, позволяют ученикам сотрудничать с носителем информации, осуществлять выбор информации, темп представление, компоновать материал и быть активными участниками процесса обучения. Учитель перестает быть источником информации. Он выступает посредником. Именно поэтому одним из приоритетных направлений деятельности учебного заведения является информатизация учебно-воспитательного процесса и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс и управленческую деятельность.
Учителя используют готовые программные педагогические средства, собственные презентации, электронные проекты, обеспечивая мультимедийное сопровождение на уроках математики, физики, химии, изобразительного искусства, художественной культуры, географии, биологии, музыкального искусства, русского языка и литературы, мировой литературы, английского языка, истории. Каждый из компонентов имеет собственные средства и дидактические возможности, направленные на обеспечение оптимизации процесса обучения. Это дает возможность не только изучать мир с помощью текстов и изображений, но и создать активное управляемое коммуникативная среда, в которой осуществляется учебный процесс. Использование электронных средств обучения дает учителям неограниченную творческую свободу. Они могут самостоятельно выбирать план проведения урока, подбирать дополнительные материалы к уроку, составлять контрольные работы, тесты, разрабатывать задания для осуществления как индивидуального, так и дифференцированного подходов к ученикам.
ИКТ эффективно и успешно используют во время проведения уроков, различных конкурсов, школьных праздников, других воспитательных мероприятий.