Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок русского языка в 4 классе

Склонение имен прилагательных

Шеховцова Елена Алексеевна
Цель: учить определять падеж имен прилагательных, изменять прилагательные по падежам.
Формируемые УУД:
Познавательные:
  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • синтез;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
  • постановка учебной задачи;
  • сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные:
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
 
1 .Организационный момент
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
2. Актуализация знаний.
Запишите число , классная работа. Назовите орфограммы.
Чистописание
С неба упала холодной звездой,
А на ладошке вдруг стала водой
(Что это?)Идет
Сегодня к нам в гости прилетели  снежинки  .Они будут создавать радостное настроение и помогут получить новые знания.
Какие орфограммы встретились? Учащиеся объясняют написание слов с орфограммами) .
  • Опишите снежинку. Какая она?
  • Словами какой части речи вы пользовались?
 
  • Сегодня продолжим открывать особенности этой части речи , а снежинки нам будут помогать .
 
У вас на партах лежит снежинка№1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.
Объясните почему: (в паре)
                     
В чистописании
1. найди все существительные и определи склонение
2.Найдите прилагательное. Определите род и число. Как это сделать?
3. Определите падеж у прилагательного.
- Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.
-Что умеем определять у им. Прил.?
3.Определение темы и целей урока.
Сформулируйте тему урока.(Как определить падеж у имени прилагательного?)
Какую цель можно поставить, глядя на схему?

 
  • Повторить… знания об имени прилагательном
  • Научиться… определять падеж у имен прилагательных
  • Составить … памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных
Давайте последовательно идти к достижению наших целей.
 
Приступим к реализации первой цели.Работаем в паре. 
 Найдите снежинку №2, которая лежит у вас на парте.
 
Тест:
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь.
1) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая,какие?
3) Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) аяяя о) ое ее и) ыйийой
5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6) какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7) С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
9) Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
Какова цель этого задания?
- Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово
- Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).
- Желаю удачи! (дети работают в парах)
- Какое ключевое слово вы получили?
Дети: склонение.
- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)
 
 
- Приступаем к реализации второй цели нашего урока.
Снежинки № 3 (в паре)
Предлагают  просклонять прилагательные вместе с существительными
1ряд просклоняет прилагательное мужского рода – большой  сугроб
2 ряд просклоняет прилагательное женского рода – большая снежинка 
3ряд просклоняет прилагательное среднего рода – большое облако.
(проверка на слайде )
м.р. ж.р. ср.р.
И.п. зимний лес зимняя погода Зимнее утро
Р.п. зимнего леса зимней погоды Зимнего утра
Д.п. зимнему лесу Зимней погоде Зимнему утру
В.п. зимний лес Зимнюю погоду Зимнее утро
Т.п. зимним лесом Зимней погодой Зимним утром
П.п. о зимнем лесе о зимней погоде о зимнем утре
- Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?
- Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые. (слайд подчеркн)
- А как можно определить падеж у прилагательного?(Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)
Как же изменяются имена прилагательные? Сделайте вывод (в паре) стр. 41 закончи определение.
Проверим стр.140
Составим алгоритм. Как определить падеж прилагательного.
  • Найду существительное….
  • Определю …..у существительного
  • В каком…. Существительное, в таком и прилагательное
  • Знаком ли вам алгоритм. Что мы так определяли7
 
Снежинки №4
Физминутка
-
 Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Вернемся к чистописанию . определим падеж у прилагательного.
 
4.Первичное закрепление. С проговариванием по образцу:стр.43 коллективно у доски
. Снежинки  № 5   найти прил. Определить падеж
Кружатся снежинки за моим окном,
Покрывая землю белым серебром.
Солнце золотое между зимних туч
Выглянуло робко, протянуло луч.
Устно карточки Определи падеж прилагательных.
 
5.Самостоятельная работа    
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
– Составьте предложение, используя слова на слайде.
(Слайд 10)
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.
Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.
Запишите предложение.
– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.
– Проверьте, у вас также.
6. Включение в систему знаний
Где нам  пригодятся эти знания.(грамотно писать и говорить)
Творческое задание в группе.  Дети далекой Африки никогда не видели  снега. Очень ему обрадовались и написали такие строчки. Так как они плохо знают русский язык, то у них получилось не совсем грамотно. Исправьте их ошибки.
Вот и наступила зима. Стоят сильный морозы, дует холодный ветер.  Поля и холмы покрылись пушистый белый ковром. Низкий деревья и кусты засыпало снегом. Все деревья покрылись плотный слоем снега. Их тонкая веточки блестят на солнце и радуют глаз. Маленькая изящная ёлочки стоят в серебристый  инее, красуясь новым убранством.
 
 
7.Рефлексия
  • сегодня я узнал…
  •  
  • было интересно…
  •  
  • было трудно…
  •  
  • я выполнял задания…
  •  
  • я понял, что…
  •  
  • теперь я могу…
  •  
  • я научился…
  •  
А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.
А теперь небольшой сюрприз. Это большая снежинка – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких: красная – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовая – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодная синяя  – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши снежинки на большой плакат, и мы увидим, как  мы поработали.
 
8. Дифференцированное задание Д.з
Перед вами текст.
(Слайд 13)
Прочитайте его.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
– Какая часть речи пропущена?
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»