Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Подготовительный период к обучению грамоте

Бессуднова Ольга Нарцызовна
1.     Особенности детей 6 – 7 летнего возраста.
Учителю первого класса необходимо знать психофизиологические особенности детей 6 – 7 летнего возраста. Дети этого возраста подвижны, быстро утомляются от однообразной работы. Мышление детей в этом возрасте конкретно, внимание неустойчиво, многие представления неточны. Всё это учителю необходимо учитывать в своей каждодневной работе.
         В то же время первоклассники различны по своему развитию, по своему поведению, по подготовке к школе, по состоянию своего здоровья. Одни из них были в детском саду, другие нет. Одни подготовлены к школе, другие не подготовлены. Среди поступающих в первый класс есть дети, которые знают все буквы или часть букв, однако немногие из них  умеют правильно читать; довольно часто встречаются учащиеся, которые ещё до школы приобрели вредный навык побуквенного чтения.
         Большинство новичков не слышат звуков речи. Объясняется это тем, что дошкольники ни дома, ни в детском саду, как правило, не упражняются в различении на слух элементов речи. А между тем это умение является основой для правильного овладения детьми грамотой.
         Многие дети к началу учения не различают линеек в тетради, не знакомы с письменным начертанием элементов букв. Мелкая мускулатура руки у них развита слабо.
         Степень подготовленности каждого ребёнка к школе учитель должен узнать до начала занятий.
         В подготовительный период учитель готовит детей к чтению и письму, развивает их речь и мышление; в то же время он воспитывает у них интерес к учению, организует внимание учащихся и постепенно прививает им навыки систематического учебного труда и дружной коллективной работы.
Внимание на уроках и отношение детей к работе зависят в значительной мере от правильной, чёткой организации занятий. Чёткая организация работы в свою очередь обусловлена продуманностью урока и тщательной подготовки всего оборудования к занятию. Каждый ученик должен иметь всё необходимое к уроку.
         Для повышения внимания у детей и для большей заинтересованности их учебной работай, учитель с первых дней следит за тем, чтобы материал был не только доступен детскому пониманию, но и возможно более интересен и эмоционален. Эмоциональное преподнесение материала тем более необходимо в подготовительный период, что основной формой деятельности шестилеток ещё вчера была свободная игра. Дети не могут сразу целиком переключиться на учебный труд. Они не могут целый урок проводить за учебной работой; им надо что-нибудь сделать своими руками, подвигаться.
         Поэтому в подготовительный период особенно необходима разумная смена видов работы на уроке. Например, слоговый анализ можно сочетать с подбором карточек, на которых указано количество слогов.
         Лишь постепенно следует приучать детей всё более и более продолжительное время сосредоточивать своё внимание на однородном учебном материале.
         В период обучения грамоте, особенно подготовительный, первоклассники быстро устают. Если им приходится долго находиться в одном положении. Поэтому в середине уроков хорошо проводить для отдыха физкультминутки.
2.     Содержание работы в подготовительный период.
1.                На уроках по подготовки к чтению и письму проводится анализ и синтез речи: дети составляют устно отдельные предложения и короткие рассказы из трёх-пяти предложений. Материалом для этой работы служат предметные картинки, сюжетные картинки и серии рисунков. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. При анализе предложений дети указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится. Предложения делятся на слова, и определяется их порядок.
В подготовительный период могут быть проведены беседы на следующие темы: «Мы школьники», «Воспоминания о лете», «Виды транспорта». «Овощи и фрукты». Иллюстрации на страницах букваря дают материал для этих бесед. Кроме того надо использовать и личный жизненный опыт самих детей.
Ознакомление детей с ближайшим окружением, их впечатление от прогулок, игр, занятий и трудовых дел служат основой для расширения и уточнения детских представлений, для обогащения их словаря и речи. Этот детский опыт полезно использовать в процессе бесед, рассказывания и логических упражнений.
В подготовительный период учитель рассказывает или читает детям сказки. Дети учатся внимательно слушать учителя. После рассказывания или
чтения выясняется, о ком говорилось в сказке, проводится беседа о поступках действующих персонажей, об их отношении друг к другу. В этот же период дети заучивают с голоса учителя небольшие стихотворения, загадки, поют песенки.
2.           За время подготовительного периода проводится систематическая работа по подготовке детей к письму. Самое серьёзное внимание необходимо обратить на условие, в которых протекает письмо.
При правильной посадке учащегося туловище должно быть в прямом
положении, а голова – немного наклонена вперёд. Сильный наклон вредно отражается на зрении учащихся. Для проверки правильной посадки и правильности наклона головы достаточно поставить левую руку на локоть и убедиться, что пальцы находятся на уровне виска. Грудь пишущего не должна касаться края парты или стола; между ними должен свободно проходить кулачок ребёнка.
         Тетрадь должна лежать нижним левым углом против середины груди пишущего. По мере постепенного перехода к письму на нижних строчках левая рука передвигает тетрадь вверх, но угол наклона тетради остаётся прежним.
         Учитель развивает зрительное внимание учащихся, даёт ряд упражнений для развития мелкой мускулатуры руки. Дети обводят трафареты и штрихуют полученные контурные рисунки, рисуют бордюры, состоящие из некоторых элементов букв, знакомятся с разлиновкой тетради и учатся писать буквы. С первых дней работы по письму учитель постоянно следит за правильным держанием ручки.
         Навык правильного, красивого письма даётся детям труднее, чем чтение. Однако систематически, упорно добиваясь выполнения основных технических и гигиенических правил, учитель во многом облегчит детям освоение правильного, красивого письма.
 
А.В. Кеменова, Н.В. Архангельская.
Обучение грамоте. Пособие для учителя. Изд. 3-е. М., «Просвещение»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»