Мой путь к одаренному ребенку
Болгова Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУСОШ №21
имени летчика Игоря Щипанова
станицы Ясенской МО
Ейский район Краснодарский край
Одаренность — конечно дар,учитель начальных классов МБОУСОШ №21
имени летчика Игоря Щипанова
станицы Ясенской МО
Ейский район Краснодарский край
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность — пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный — философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
С 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором акцентируется работа с одарёнными детьми в школе, и мой первый класс пошел первым в ОУ по стандартам. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. [5, c.3] Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Я, как и мои ученики стояла на пороге нового. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны были стать одним из важнейших аспектов деятельности. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельностьучащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, как же хотелось, чтобы это время не было потрачено зря, как хотелось, чтобы мои малыши пришли в основную школу с определенным багажом «одаренности». Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности. Перед нами , в том числе и внеурочной деятельности, стояла задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — в том числе одаренных и способных детей.
Важнейшей составляющей образовательного пространства является дополнительное образование. Оно представляет собой интеграцию воспитания, обучения, поддержки, развития талантливых и одаренных детей. Я хочу остановиться на уникальном ресурсе для выращивания таланта – книги, итак у нас заработал кружок «Мудрая сова», в рамках этого кружка использовались диалоговые формы общения, поощрялось самообразование, мы учились работать с текстом, проводили интеллектуальные игры и конкурсы. Если на уроке над ребенком довлеет оценка, то на кружке для личностного общения – полная свобода. В своей работе я исходила всецело из интересов ребенка. Ведь интерес – это главный стимул к творчеству. Ставка на интерес связана с использованием игровых форм деятельности ребенка в книжной среде. Это были игры, которые требовали неоднозначных ответов, поисков, раздумий, воображения читателя. Природе творческих игр, связанных с чтением, близка театрализация, предполагающая развитие способностей к перевоплощению. У нас были «Сказочные дефиле», когда со страниц книг выходили и Василиса Премудрая, Незнайка, Дюймовочка, Старуха Шапокляк и многие другие персонажи любимых. Юные читатели облачались в костюмы персонажей сказок и радовали присутствующих загадками собственного сочинения.
Распространенной формой выявления художественно одаренных детей являются рисунки, я использовала прием – превращение своего зрительного образа в рисунок, ребята создавали их такими, какими видели и чувствовали героев книг сами. Рисунок – это застывшая речь ребенка, и чем дальше этот рисунок от рисунка настоящего художника, тем он более значим, так как отражает читательские впечатления ребенка. От простых рисунков к более сложным – все это на кружке «Капелька». Мои юные читатели охотно принимали участие в конкурсах разных уровней – поделки, сочинение собственных стихов и сказок, особое место во всей работе с одаренными детьми занимает такая форма деятельности как читательский отзыв, являющийся откликом, мнением, в котором ценится субъективный взгляд читателя. Отзывы отличаются своей неповторимостью, уникальностью – связь восприятия с внутренним миром читателя делает его ценным документом для тех, кто ищет таланты. Мы с ребятами читали и обсуждали прочитанное, выпускали свои маленькие публикации, выступали с концертами перед другими. Активизация творческого потенциала ребенка во многом зависит от его взаимодействия с книгой. Чтение требует воображения, а через него активизируются творческие способности читателей. Сейчас мои первенцы учатся в 6 классе – часть ребят успешно занимаются в детском театре «Доброе слово» они радуют своими спектаклями учащихся школы, родителей, ребята выступают в больнице, принимают участие в конкурсах в прошлом учебном году театр стал победителем на театральном фестивале, сейчас ребята работают над съемками своего фильма – среди них актеры, операторы, режиссеры. Не менее успешны некоторые из моих питомцев и в художественном творчестве несколько человек трудится над создание сборника рисунков и сочинений, посвященных Серафиму Саровскому. Дети активны в разных видах деятельности, являются помощниками и организаторами многих как классных, так и общешкольных мероприятий, они создали православную агитбригаду «Лучики».
Одаренный ребенок – это, прежде всего, читающий ребенок, наверно, совсем не случайно в нашей школе идет апробация проекта «Школа читает», отрадно отметить, что мои учащиеся, перейдя в основную школу продолжают развивать и приумножать свои способности, причем являя собой звездочек, «огонек» которых привлекает внимание и других ребят, побуждая их следовать по пути творчества, новых идей и достижений.