Как хорошо уметь … писать!
Столярова Вера Витальевна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга,
Кода-то в школе на уроках черчения меня учили писать печатные буквы русского алфавита на нелинованной бумаге. Сначала работа выполнялась карандашом, а потом нужно было раскрасить. Раскрашивать можно было красками или цветными карандашами, фломастеры в те времена были большой редкостью. Но и при помощи фломастеров буквы все равно получались не совсем ровные. Сколько было пролито слёз! Как я старалась, как переживала! Тогда моя мама посоветовала мне писать буквы перьевой ручкой — той самой, которой писали в школах её ученики ещё в середине прошлого века. Выполнив совет своей мамы, я наконец-то получила заветный результат: буквы стали получаться красивее, ровнее.
А потом, через несколько лет, я сама пришла работать в школу учителем начальных классов. И очень быстро поняла, что труднее всего детям дается письмо. Не сразу, но я вспомнила себя, свои безуспешные попытки достичь высоких результатов каллиграфии… Поработав в школе некоторое время, я поняла, что для современных детей, имеющих компьютеры (во времена начала моей карьеры – игровые приставки), принтеры и прочую технику, проблема получения навыков письма и становления почерка становится все более тяжёлой…. Я задумалась. Надо было что-то делать, как-то помогать моим малышам. Чтобы помогать, надо понимать, откуда исходят истоки проблемы. Я взялась за дело.
В 1968 году первоклассникам разрешили писать шариковой ручкой. И это был прорыв в современность! Но не всё так просто и однозначно с шариковыми ручками. Много лет и дети, и взрослые писали перьями. Особенно трудно давалось это дело детям . Сколько слёз было пролито над кляксами и неровными буквами, сколько страниц переписано. Но! Был ведь толк, был! Выводя каллиграфические буквы пером, дети решали сложные пластические задачи: регулировали усилия, ритм и направление движения руки. Перо нельзя вести вперёд, его то и дело нужно окунать в чернила. Выводя разные части букв, на перо нужно нажимать по-разному и поворачивать в разные стороны, также приходится изменять нажим в зависимости от того, много ли чернил осталось на пере. В результате мозг ученика постоянно контролировал тонкие движения руки. Когда же после долгой борьбы за прогресс (право ребёнка писать шариковой ручкой) перо проиграло и ушло из школы, дети перестали приобретать соответствующие навыки координации тонких движений руки и согласования зрительного и моторного мышления. Закономерным следствием отказа от пера было не только обеднение спектра навыков тонких движений, но и возрастание утомляемости. Психолог и физиолог В.Ф. Базарный в своей книге отмечает, что ряд исследований показал — переход от отрывного письма с переменным нажимом к безотрывному с постоянным нажимом (переход от пера к шариковой ручке) привел к повышению утомляемости школьников.
Сейчас уже не вернуть в массовую школу чистописание пером — тренажер кисти руки и мозга. В условиях современной школы это бы выглядело, по меньшей мере, странно. Можно лишь надеяться, что работа пером на уроках рисования сможет частично компенсировать последствия отказа от каллиграфического письма чернилами. У рисования пером есть свои преимущества перед письмом: свободно рисуя, ученик не стеснен жесткими требованиями, предъявляющимися к почерку.
Опыт моей работы по овладению навыками работы с пером показывает, что большинство детей на занятиях по изобразительному искусству с удовольствием и удивлением открывают для себя широкий спектр новых возможностей. На занятиях учащиеся применяют технику владения пером, осваивая такие темы, как : «Рисуем пером», «Светотень», «Композиция», «Тушь и кисть», «Колорит». При этом решается важная, на мой взгляд, задача — передать ученикам технические навыки изобразительного искусства, не навязывая внешних манер изображения и способов видения мира. Упражнения, которые я предлагаю учащимся при освоении темы «Рисуем пером», не учат рисовать, они лишь знакомят с техникой обращения с инструментом. Это не более чем гаммы для начинающего музыканта. Методичные рутинные упражнения необходимы для легкого исполнения творческих задач. Техничность же, в свою очередь, дает свободу выражения мысли. На занятиях дети знакомятся с техническими приемами рисования пером, с изобразительными возможностями линий. Рисование пером помогает усовершенствовать координацию движения руки, учит анализировать линейный рисунок, подкрепляет навыки зрительного мышления. Я обязательно преподаю общеизвестные способы обращения с пером. Наверное, поначалу это скучновато, как любой рутинный труд. Но, поверьте, как только, у детей, освоивших основные техники и приёмы, начинает что-нибудь получаться, перо из их рук забрать уже невозможно. Им хочется продолжать занятия бесконечно. Возможно, просто мне так нравится думать, но я абсолютно уверена: почерк у моих детей после работы с пером становится лучше. А недавно мои дети мне сказали: «Как жаль, что мы не пишем на уроках перьями, это ведь так здорово!». Я подумала про себя: «А ведь и, правда, жаль». Как часто в стремлении к чему-то новому, современному мы утрачиваем полезные навыки, забываем интересные традиции, походя, не замечая этого. И много лет спустя удивляемся: «Как же раньше люди могли без машин так строить, без компьютеров совершать такие открытия, без телескопов и прочих машин узнавать, как устроен наш мир. Нет, я не против современных технологий, технический прогресс не повернуть вспять, да и не нужно этого делать. Я лишь за то, чтобы мы не забывали, что очень интересное передовое новое – это, подчас, хорошо забытое старое. Давайте же, идя вперёд, не забывать иногда, оглядываться назад. И учиться у наших предков, в том числе и письму пером.