Нарушения письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
Никифорова Светлана Эдуардовна
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связано с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности родного языка, как знаковой системы. В тоже время коммуникативные навыки опираются на свойство языка, как средства общения и речи – мыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Некоторые из них могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; другие можно устранить в условиях общеобразовательной школы. Особое место занимает профилактика нарушений.
Самый благоприятный период для профилактики нарушений письменной речи - это период обучения грамоте, так как в этот период уделяется внимание формированию фонетико-фонематического восприятия, происходит знакомство с написанием букв и отличие их между собой, проводится работа над анализом и синтезом слов и предложений. А это основное условие правильного письма.
Своевременная помощь позволяет преодолеть нарушение речи и в определенной степени, обусловленные ими отрицательны последствия.
Письменная речь- одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входит чтение и письмо. Русское письмо относится к алфавитной системе письма.
Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).
Овладение письменной речью собой установление новых связей между слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Письмо включает ряд специальных операций:
1.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи
- определение последовательности звуков в слове.
- уточнение звуков, то есть превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы.
Поначалу эти процессы протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участие артикуляции;
2. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи.
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. На первых порах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиск нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. При записи хорошо автоматизированных слов письмо превращается в плавный кинетический стереотип.
Основные симптомы нарушений письменной речи являются специфические ( то есть не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка.
Можно выделить 3 группы специфических ошибок:
1.На уровне буквы и слога,
2. На уровне слова,
3. На уровне предложения ( словосочетания).
Ошибки на уровне буквы и слога.
Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок.
Сюда входят:
1. Ошибки звукового анализа
Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых узнавание среди других фонем и выделения его из состава в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются спонтанно – до поступления ребенка в школу, а сложные – уже в процессе обучения грамоте.
Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв или слогов.
2. Ошибки фонематического восприятия
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Применительно к письму мы обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной смешиваемых букв, что не происходит. Смешение букв указывает на то, что его обозначения выбрал несоответствующую букву.
Обычно смешиваются следующие фонемы:
- парные по звонкости-глухости буквы согласных звуков,
- сонорные,
- свистящие и шипящие,
-аффрикаты.
3. Смешение букв по кинетическому сходству
Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определенных элементов.
Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезиям). Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезий позволяют пишущему вносить поправки в движение еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников, кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличения объема письменных работ. В широкой распространенности подобных смешений играет отрицательную роль также неправомерное требование «безотрывного» написания слов с первых недель обучения детей в первом классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует. Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.
4. Персеверации, антиципации
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит названия: персеверация (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение); согласованной, а реже гласный- заменяет, вытесняет букву в слове.
(Магазим, у Деда Модоза. На девевьях)
Ошибки на уровне слова
Если в устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносят трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов, либо к раздельному написанию частей слов.
Ошибки на уровне предложения( словосочетания)
На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границы предложения – заглавной буквы и точки.
Основная масса выражается в, так называемых, аграмматизмах, то есть в нарушении связи слов: согласования и управления. Изменение слов по категории числа, рода падежа, времени образует сложную систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки и отнести их к определенным категориям. Недостаточный уровень языковых обобщений не позволяет порой школьникам уловить категориальные различия частей речи.
Определенные трудности представляет оперирование однородными членами предложения; трудности, связанные а употреблением предлогов.
Профилактика – эффективная мера, позволяющая предупредить развитие нарушений. Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к нарушению. На уроках обучения грамоте проводится работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, над фонетико-фонематического восприятия.
Существует множество приемов и способов коррекции и профилактики письменной речи. Вот некоторые из них.
На уровне буквы:
- В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Поэтому, прежде чем приступать к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный период, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве. Дети должны четко усвоить понятия: «верх-низ», «право-лево».
- Выкладывание букв из палочек (лепка из пластилина), элементов букв с фиксированным внимание м на то, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.
- Определение правильных букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные.
- Ощупывание букв закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква, назвать ее, придумать слова, содержащие эту букву.
- Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».
- Обведение букв по трафаретам, шаблонам, выкладывание контура камушками, ниточкой, проволокой. Эти задания помогают лучше запомнить образ буквы.
- Систематическое придумывание слов на определенную букву.
- Реконструирование букв.
На уровне слога:
- Вначале необходимо дать понятие «слово», слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова: союзы и предлоги.
- Работа с предлогами, используя схемы.
- Отгадывание ребусов дает прекрасные возможности для заучивания предлогов их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются.
- Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задание на подбор слова к смысловому ряду:
- на обобщающие понятия
- Деление слов на слоги, подсчет количество=а слогов в слове, выделение ударного слога в слове.
- Подбор слов к слоговым схемам.
- Подбор слов к схемам с буквами гласных звуков.
- Составление звуковых схем слов. Дается также и обратное задание: к данным схемам подобрать слова.
- Подбор к данному слову родственных слов.
- Исключение лишних слов из групп слов.
- Составление слов из данных слогов.
- Деление слов на слоги, а затем их перестановка.
- Замена в слове одного звука(буквы) для получения нового слова.
- Чтение слов в обратном порядке.
- Игра «Слово рассыпалось».
- Игра "Потерялась буква" .
- Из букв слова составить новые слова.
- Составление из двух слов одного. Работа со сложными словами.
- Подбор слов к данной рифме.
- Подбор синонимов, антонимов, работа с омонимами.
- Работа со словарными словами.
- Дифференцирование приставок и предлогов.
- Работа с неизменяемыми словами.
На уровне словосочетаний:
- Сочетание существительных и прилагательных:
-подбор существительно к прилагательному,
- соединение слов, чтобы получились верные словосочетания,
- предъявление сочетаний с пропущенными окончаниями прилагательных.
- Сочетание существительных с глаголами:
-подбор существительного к данному глаголу с предлогом.
- Сочетание существительных с числительными. В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой и вся основа при счете. Необходимо учит верно согласовывать числительные с существительными.
На уровне предложения:
- Составление предложений к схемам и схем к предложениям.
- Выделение границ предложений.
- постановка точек в предложениях на карточках.
- Соединение частей разорванных предложений.
- Работа с фразеологизмами.
- Выделение слов в слитном написании предложения
- Исключение слов из предложений для того, чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.
- Перестановка слов с целью получения нужной фразы.
На уровне текста:
- Чтение и работа с деформированными текстами.
- Составление рассказов по серии картинок, по одной картинке, по заданному началу или концу текста.
- Определение порядка следования предложений в тексте, расположенных с нарушенной последовательностью.
- Составление рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
- Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.