Роль мотивации в достижении качества чтения младших школьников
Фатыхова Татьяна Ивановна
Образовательный процесс проходит сквозь годы жизни любого человека. В первые годы жизни ребенка, на начальном этапе жизненного пути, когда молодое, еще неокрепшее сознание впервые выходит в мир частично взрослый, где есть не только игры и удовольствия, но еще работа и ответственность, большую роль играет мотивация. Используя слово, работа я не оговорилась, целенаправленно проводя параллель с миром взрослых. Ведь работа это не только необходимость, неизбежное зло и средство добывания средств к существованию, но для многих это еще и источник нескончаемой радости, открытий, знаний и вдохновения. Дело, которое любишь, которое радует в течение дня - служит достаточной наградой и стимулом само по себе. Для детей обучение, необходимость тратить время на что-то отличное от вещей, доставляющих удовольствие, такая же работа, порой тяжелая и нелюбимая. Можно сделать такое предположение: от того насколько эта работа (учеба) будет любимой зависит то, как подрастающий человек будет к ней относиться в будущем. Построить процесс обучения так, чтобы он доставлял радость, выстроить систему оценок так, чтобы она привносила дополнительную мотивацию, не служила карой, задача не простая, но увлекательная и благодарная.
Как известно, мотивация бывает внешняя и внутренняя. Система оценок – это часть внешней мотивации, которая служит важнейшем звеном при формировании общего отношения ученика к процессу обучения. Система оценок должна иметь не только точные критерии, но и не менее важно ее корректно и уместно применять. Похвала или порицание, кнут или пряник - извечный вопрос, краеугольный камень педагогической системы. Б.Г. Ананьев в своих исследованиях пришел к выводу, что на девочек похвала влияет лучше, чем на мальчиков, и наоборот, порицание больший аргумент для последних. [1] Мой личный опыт работы с детьми начальных классов подтверждает это. По сути это известные элементы комплекса внешней мотивации, практически единственные, которые можно полностью проецировать на детей (стремление получить одобрение и негативная мотивация). Но важно не только понимание этого принципа, важно правильно выбрать момент, когда применение любого воздействия наиболее оправдано. Особенно необходимо это на начальных этапах обучения, в первых классах школы, когда система мотивации внутренней еще не сформирована. Внутренняя мотивация прежде всего связана с тем, что человек делает. Если у взрослого человека внутренняя мотивация может быть связана с достижением результата посредством деятельности, с самореализацией, то у детей, особенно начальных классов, она чаще связана с процессом действия. А значит, процесс обучения должен быть в первую очередь занятием увлекательным и доставляющим удовольствие. Для того чтобы дать толчок к развитию внутренней мотивации ребенку нужно объяснить, насколько образование необходимо и важно. Обычно далее следует утверждение, что чем раньше ученики поймут эту истину, тем лучше для них. Как правило, помогает понять любое утверждение и закрепить его в качестве основополагающей аксиомы, личный опыт. Можно сто раз говорить, что стекло у духовки, когда в ней готовят, горячее, и единственный случай личного эксперимента, не важно осознанного или нет, приводит к четкому закреплению этого посыла. Необходимо создать связь между посылом о важности обучения и реальным опытом ребенка, достигнув этого через организацию увлекательного процесса обучения, видимое достижение ощутимых для ребенка результатов и использование элементов внешней мотивации.
В качестве примера рассмотрим чтение. Это один из важнейших предметов начальной школы, главной задачей которого является развитие навыка сознательного, а не механического чтения. Мы строим такую последовательность: осмысление прочитанного материала, как следствие понимание того, зачем ученик читал, и улучшение техники чтения как финальное следствие. Но этого недостаточно, чтобы возникла движущая сила у ученика. Любая цель должна быть понятной, осязаемой и достижимой (конечной). И, конечно, результат (достижение цели) должен приносить что-то положительное, закрепляя эффект и создавая почву для закрепления успеха и достижения новых высот. Экстенсивная мотивация играет тут очень важную роль. Я до сих пор помню годы, когда в детстве училась читать. Сколько радости мне доставляло каждое правильно прочитанное слово, вывеска или надпись, после чтения которых следовала похвала родителей. Следовательно, в чтении, как и в любом другом деле, правильным подходом можно считать движение вперед небольшими, но хорошо осязаемыми шажками, каждый из которых будет личным достижением для ребенка при полном желании и содействии ученика. Чтобы этот процесс происходил эффективнее, учителю важно проводить квалиметрический мониторинг качества, то есть иметь хороший инструмент измерения каждого небольшого шага. Таким инструментом обладает технология обучения осмысленному и развивающему чтению. [2]
Литература.
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки.- Л., 1935
2. Засорина Л.Н., Плюснина Е.М. Развивающее чтение. Выпуск второй. - СПб., 1998 – 68 с.