Статья
Леворукий ребёнок в школе
Орлова Валентина Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №559 Санкт-Петербурга
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость — не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.
Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких детей имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при рисовании, письме и выполнении других видов деятельности левую руку правой. В моих классах всегда учились леворукие дети, поэтому к таким детям нужен был особый подход.
Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка. В процессе насильственного переучивания ребенок становился вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спал, у него снижался аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции.
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с тем, чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.
В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Взрослым на заметку.
1. Не пытайтесь насильно переучивать ребенка;
2. Развивайте моторику и координацию рук и глаз ребёнка,
занимайтесь с ним лепкой, вышивайте, рисуйте;
3. Многие леворукие дети начинают читать текст справа -
налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первой буквы цветными карандашами.
4. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только
определенной рукой, он может рисовать правой, а писать и есть – левой;
5. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с
плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью;
6. Помните и напоминайте ребенку, что среди левшей очень
много одаренных и великих людей. Среди них: Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Пабло Пикассо, Лев Толстой, Эйштейн, Чарли Чаплин, Аристотель и многие другие.