Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повышение качества образования с помощью

современных педагогических технологий

Пескова Наталия Германовна, учитель начальных классов

ГБОУ средней школы № 229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 

     Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. 

       В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.). Изучению проблем развития познавательной мотивации, использования новых технологий обучения посвящены работы Д.Т. Леватиса, Е.О. Талицких, Л.А. Окунева, Н.И. Беловой, И.А. Мухиной, Г.А. Русских, Д. Тейлор.[1]

        Поэтому целью моей работы является: повышение качества образования, используя личностно-ориентированный и деятельностный подход через внедрение активных методов обучения и современные педагогические технологии.

        В ходе работы решались следующие задачи:

1.    Изучение литературы по данной теме;

2.    Разработать уроки по современным технологиям;

3.    Проанализировать эффективность использования педагогических технологий.

        В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология. [2]

       Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

       В своей работе я использую следующие педагогические технологии: игровые, групповые, технологии проблемного обучения, учение через обучение, технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, информационно-коммуникативные технологии.

     Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс. У детей повышается мотивация и интерес к предметам. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Жак Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества

       Я использую игровые технологии практически на каждом уроке. Например:

1) . «Азбука» (с. 11) - деление слова на слоги, ударный слог. Использую те же самые хлопки. Сколько слогов - столько хлопков. Например: корова - 3 гласных, 3 хлопка. Добавляю игру «Тише - громче»: корова - 3 хлопка, ударный слог (ро - второй по счету), значит, первый и третий хлопок - тихие, а второй - сильный, громкий.

2)  «Математика» (с.11) - Порядковые отношения «стоять перед», «следовать за», «находиться между». Использую игру «Кто за кем?». Например: герои мультфильмов пришли к нам в гости (Винни-пух, пятачок, ослик Иа, сова). Кто за кем?

3) «Письмо» - строчная буква а – перед её написанием дети придумывают сказку, о том как получилась буква.

4) Уроки природоведения провожу в виде игр-путешествий: «На другую планету», «В лес», «На дно пруда», «В пустыню» и т.д.

      Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия? Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен сориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы. Таким образом по мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.

1) «Окружающий мир»- «Природные зоны». У каждой группы свой вопрос:

1 гр. – Чем объясняется изменение природы той или иной природной зоне. Доказать.

2 гр. – Сравнить неживую природу зон.

3 гр. – Сравнить растительность природных зон.

4 гр. – В какой природной зоне находится наш город? Доказать.

5 гр. – Сравнить животный мир природных зон.

6 гр. – Какое значение имеет природа в жизни человека?

 2) «Литературное чтение» - «Л.Н.Толстой «Лев и собачка»». Учащимся предлагается обсудить в группах, как выглядел лев и изобразить его, а затем и собачку .

3) «Информатика» - Кодирование и декодирование информации. Учащиеся в группах составляют и кодируют информацию и обмениваются ею с другими группами.

     Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Само название связано не столько с этимологией слова, сколько с сущностью понятия. Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. Следовательно  проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков представил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учетом закономерностей соотношения обучения и развития (младших) школьников, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной.[3]

1) «Русский язык» На доске написано слово «паровоз». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

2) «Окружающий мир» - «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради в натуральную величину резинку, яблоко. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

    Учение через обучение — метод обучения, при котором учащиеся или студенты сами — с помощью учителя — готовят и проводят урок. Это может касаться отдельных эпизодов или даже целых частей урока. Как раз в начальной школе «Учение чрез обучение» может быть конкретно реализован. Часто стремления становятся очевидны, если учителя хорошо успевающих учеников ставят в качестве помощников к слабоуспевающим ученикам.  Я использовала эту технологию в третьем и четвёртом классе, учащиеся сами готовили и проводили отдельные этапы урока: чистописание, устный счёт, проверку домашнего задания и т.д.

    Методика развивающего обучения – это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, не имеющей ничего общего с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная школа) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации. [4]

Развивающая система должна обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности.

 Информационные технологии сегодня органично вписываются в любую  сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку. Под термином информационные технологии понимается совокупность технических средств и способов обработки информации.[5] Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.   Информационные технологии используются мной очень часто на уроках математики и русского языка (для проверки знаний - тесты, объяснение нового материала), литературного чтения (кроссворды, изображения литературных героев), истории Санкт-Петербурга. Учащиеся 3-4 классов сами  выполнили презентации по темам: «Животные в скульптуре», «день Космонавтики», «Выдающиеся изобретения в области науки», «Мифы», «Животные наших лесов» и много других.                                                                          

        Таким образом использование современных педагогических технологий делает процесс обучения интересным, многогранным, творческим. Проведённый мной анализ использования педагогических технологий показал, что у детей повышается мотивации к учёбе, качество образования, дети начинают проявлять творчество, умение самостоятельно работать, анализировать, рассуждать, коммуникативные способности. У учителя появляется оптимальная возможность для индивидуальной, дифференцированной работы, формирования качеств личности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения, самореализации, саморазвития, самовоспитания, становления самобытного творческого образа, для диалогичного, комфортного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

     


Литература

 

1.      Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

2.      Дьяченко В. К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии 23, 2000.

3.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. М., 2000.

4.      Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб, 1992.

5.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. М., 2000.



[1] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

 

[2] Дьяченко В. К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии 23, 2000.

[3] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. М., 2000.

 

[4] Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992.

[5] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. М., 2000.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»