Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Доклад 
Использование метода проектов
во внеурочной деятельности

Смущенко Ирина Ивановна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ 
№ 492
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно.
Лев Семёнович Выготский
Цель: реализация потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы, выявление одаренных и талантливых детей в общеобразовательной школе
Задачи проекта: стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, создавать такие организационно-педагогические условия образовательной среды, чтобы детям было интересно работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать данный проект в группах.
       Именно в начальной школе закладывается первый опыт участия школьников в новых интересных проектах, в решении задач по формированию и развитию познавательных, творческих интересов, по выявлению социальной (лидерской) и интеллектуальной одаренности ребенка. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития.
Форма проведения: интеллектуально-творческий конкурс «Смешарики спешат на помощь первоклассникам»
Основные методы: игровое взаимодействие.

Воспитание в образовательном учреждении является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.
Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартном начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых является проектная деятельность.
 
Используя проектную деятельность, мы вводим в свою работу метод проектов, который может быть эффективно использован, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.
 
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения поставленной задачи.
В основе метода лежит:
-развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания
- ориентироваться в информационном пространстве,
 
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.
В начальной школе ребятам более доступны и понятны творческие проекты.
Творческие проекты – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.
 
Основные требования к использованию метода проекта во внеурочной деятельности (условия целесообразности применения данной технологии):
  • Наличие задачи, которую нужно решить в творческом плане;
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • Разделение проекта на этапы и распределение обязанностей между участниками;
  • Определение проблемы и вытекающих из неё задач с использованием совместного обсуждения («мозговой атаки», «круглого стола»);
  • Обсуждение методов исследования (анализ информации, эксперимент, наблюдение и т. д.);
  • Обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и прочее);
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • Оформление результатов, их презентация;   
  • Выводы.
Метод проектов позволяет через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле, почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. Повышается уверенность через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектной задачи.
Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения и т.д. Дети с начальных классов приучаются к публичным выступлениям.
Особое внимание уделяется презентации (защите) проекта.
Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета.
Наряду с положительными моментами, в этой технологии есть и недостатки: не укладывается в рамки одного урока; трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника коллектива.
В начальной школе проектные задачи – есть шаг к проектной деятельности в основной школе.
Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.  
           Проект «Смешарики спешат на помощь первоклассникам» включал в себя несколько этапов:
  • 1 этап - Визитка - представление названия команды «Ум-Няшки», девиза, эмблемы;
  • 2 этап - Математическая шифровка - логические, увлекательные задания, развивающие мышление, творчество, смекалку;
  • 3 этап - Школьный этикет - знание правил поведения в школе;
  • 4 этап - Портфель для Кроша - задания в игровой форме для первоклассников, умение адаптироваться ;
  • 5 этап - Прогулка по Санкт-Петербургу - возможность получить и дополнить знания о родном городе;
  • 6 этап - «Если хочешь быть здоров» - умение показать свои физические способности, рассказать о них и доказать, что спорт основа здорового образа жизни.
          Наш проект «Смешарики спешат на помощь первоклассникам» оказал особое влияние на детей младшего школьного возраста:
  • Помог адаптироваться в новом коллективе;
  • Способствовал раскрытию их индивидуальных способностей, одаренности и таланта;
  • Научил работать совместно в коллективе, считаться с мнением другого участника;
  • Научил не бояться выражать свое мнение при обсуждении методов исследования и оформления результатов;
  • Научил заряжаться оптимизмом, даже если что-то не получалось;
  • Научил искренним, здоровым отношениям в коллективе.
  • Научил искренне радоваться своим успехам.
 
 
 
Практические результаты участия в проекте:
  • Приобщение учащихся  к культурным ценностям своего города
 
Ум-Няшки_СПб_для конференции.jpg        Ум-Няшки_СПб2_для конференции.jpg
 

 
  • Развитие интеллектуально – познавательной деятельности
Ум-Няшки_К_для конференции.jpg  Ум-Няшки_Т2_для конференции.jpg
  • Развитие логического и интеллектуального мышления
Ум.jpgНяшки.jpg
  • Развитие художественно – эстетического вкуса
Ум-Няшки_Т_для конференции.jpg Ум-Няшки_Тв_для конференции.jpg
  • Создание благоприятных условий для воспитания здоровой и гармонично-развивающейся личности
Ум-Няшки_Ф_для конференции.jpg Ум-Няшки_Ф1_для конференции.jpg
Ум-Няшки_Ф2_для конференции.jpg Ум-Няшки_Ф3_для конференции.jpg
 
Вывод:   
       Участие в сетевом проекте в форме интеллектуально-творческой игры помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает   возможность   многогранного   раскрытия личности, развития    ее способностей, и, как следствие, является средством развития одаренности и таланта ребенка.
       Активная физическая деятельность помогает ребенку понять, что здоровье – это ценность, и способствует воспитанию здоровой и гармонично-развивающейся личности.
       Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно». 
                                                                                  Лев Семёнович Выготский.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»