Доклад
Использование метода проектов
во внеурочной деятельности
Смущенко Ирина Ивановна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 492
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 492
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно.
завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно.
Лев Семёнович Выготский
Цель: реализация потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы, выявление одаренных и талантливых детей в общеобразовательной школеЗадачи проекта: стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, создавать такие организационно-педагогические условия образовательной среды, чтобы детям было интересно работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать данный проект в группах.
Именно в начальной школе закладывается первый опыт участия школьников в новых интересных проектах, в решении задач по формированию и развитию познавательных, творческих интересов, по выявлению социальной (лидерской) и интеллектуальной одаренности ребенка. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития.
Форма проведения: интеллектуально-творческий конкурс «Смешарики спешат на помощь первоклассникам»
Основные методы: игровое взаимодействие.
Воспитание в образовательном учреждении является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.
Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартном начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых является проектная деятельность.
Используя проектную деятельность, мы вводим в свою работу метод проектов, который может быть эффективно использован, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения поставленной задачи.
В основе метода лежит:
-развитие познавательных навыков учащихся,
- умений самостоятельно конструировать свои знания
- ориентироваться в информационном пространстве,
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.
В начальной школе ребятам более доступны и понятны творческие проекты.
Творческие проекты – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.
Основные требования к использованию метода проекта во внеурочной деятельности (условия целесообразности применения данной технологии):
- Наличие задачи, которую нужно решить в творческом плане;
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- Разделение проекта на этапы и распределение обязанностей между участниками;
- Определение проблемы и вытекающих из неё задач с использованием совместного обсуждения («мозговой атаки», «круглого стола»);
- Обсуждение методов исследования (анализ информации, эксперимент, наблюдение и т. д.);
- Обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и прочее);
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- Оформление результатов, их презентация;
- Выводы.
Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения и т.д. Дети с начальных классов приучаются к публичным выступлениям.
Особое внимание уделяется презентации (защите) проекта.
Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета.
Наряду с положительными моментами, в этой технологии есть и недостатки: не укладывается в рамки одного урока; трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника коллектива.
В начальной школе проектные задачи – есть шаг к проектной деятельности в основной школе.
Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.
Проект «Смешарики спешат на помощь первоклассникам» включал в себя несколько этапов:
- 1 этап - Визитка - представление названия команды «Ум-Няшки», девиза, эмблемы;
- 2 этап - Математическая шифровка - логические, увлекательные задания, развивающие мышление, творчество, смекалку;
- 3 этап - Школьный этикет - знание правил поведения в школе;
- 4 этап - Портфель для Кроша - задания в игровой форме для первоклассников, умение адаптироваться ;
- 5 этап - Прогулка по Санкт-Петербургу - возможность получить и дополнить знания о родном городе;
- 6 этап - «Если хочешь быть здоров» - умение показать свои физические способности, рассказать о них и доказать, что спорт основа здорового образа жизни.
- Помог адаптироваться в новом коллективе;
- Способствовал раскрытию их индивидуальных способностей, одаренности и таланта;
- Научил работать совместно в коллективе, считаться с мнением другого участника;
- Научил не бояться выражать свое мнение при обсуждении методов исследования и оформления результатов;
- Научил заряжаться оптимизмом, даже если что-то не получалось;
- Научил искренним, здоровым отношениям в коллективе.
- Научил искренне радоваться своим успехам.
Практические результаты участия в проекте:
- Приобщение учащихся к культурным ценностям своего города
- Развитие интеллектуально – познавательной деятельности
- Развитие логического и интеллектуального мышления
- Развитие художественно – эстетического вкуса
- Создание благоприятных условий для воспитания здоровой и гармонично-развивающейся личности
Вывод:
Участие в сетевом проекте в форме интеллектуально-творческой игры помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, и, как следствие, является средством развития одаренности и таланта ребенка.
Активная физическая деятельность помогает ребенку понять, что здоровье – это ценность, и способствует воспитанию здоровой и гармонично-развивающейся личности.
Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно».
Лев Семёнович Выготский.