Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Исследовательское обучение младших школьников

Селезнёва Инна Евгеньевна,
учитель начальных классов

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение детей уже ярко проявляется в дошкольный период. Исследовательское поведение — это особый вид поведения и один из важнейших источников получения детьми представлений о мире. У младших школьников наиболее применимо понятие исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность–деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главным инструментом развития исследовательской деятельности в образовании выступает исследовательский метод обучения. В начальных классах этот вид деятельности служит одним из действенных инструментов в исследовательском обучении и используется как средство развития творческих способностей учащихся. Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной деятельности учащихся, вовлечение их в поисковую работу творческого характера. Предметом творческой деятельности учащегося (содержанием обучения) выступает та или иная область науки, искусства или практики, к которой он проявляет интерес и склонности. Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению (познанию) окружающего мира. При исследовательском обучении большое значение имеют интересы и склонности учащегося и мотивация его познавательной активности. В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При исследовательском подходе в основу содержания обучения закладываются не только учебная информация, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности. В отечественной педагогике разработано множество методов, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Сюда относятся: методы проблемного и развивающего обучения, современные методы решения проблем, технологии игрового и контекстного обучения, научные методы (методы самой науки), проектное обучение. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» трудно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Но если ребёнок сумел найти, пусть с помощью учителя, ответ на какой- либо вопрос, поставить самостоятельно цель, задачу, определить суть проблемы, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению. Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося, субъектом деятельности выступают учитель и родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Преподавателю необходимо быть готовым к решению задач исследовательского обучения, необходимо обладать набором специфических умений и способностей:
- Обладать сверх чувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном».
- Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.
- Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.
- Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая учащимся уметь избегать директивных указаний и административного давления.
- Уметь быть терпимым к ошибкам учащихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
- В соответствии с содержанием изучаемого материала организовать наблюдения, эксперименты, экскурсии, дискуссии, учебные игры и другие активные формы и методы обучения.
- Предоставлять возможность для регулярных отчетов о выполненном исследовании и обмена мнениями в ходе открытых обсуждений.
- Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.
Исследовательское обучение должно поддерживать и развивать у учащихся поисковую активность, это главная черта исследовательского поведения. Поисковую активность поддерживают в обучении такие задания как : «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию у компьютера», «понаблюдать», «провести эксперимент», «связаться со специалистом» и т.д. В этом случае маловероятна потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Процесс самообучения, самовоспитания и саморазвития станет доступным и возможным при доминировании исследовательского метода в обучении, но не исключая так же иных методов.
Источники:
1. Чилдрен, Зеро: Делая обучение видимым. Исследовательская работа детей в группах и индивидуально. Автор: Чилдрен Реджио, Зеро Проект. Издательство: Национальное образование, 2020 г.
2. Шарипов Ф.В. Исследовательское обучение учащихся как средство развития их творческих способностей. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 43-46;
3. Автор: Савенков Александр Ильич. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство: Дом Федорова, 2015 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»