Исследовательское обучение младших школьников
Селезнёва Инна Евгеньевна,
учитель начальных классов
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение детей уже ярко проявляется в дошкольный период. Исследовательское поведение — это особый вид поведения и один из важнейших источников получения детьми представлений о мире. У младших школьников наиболее применимо понятие исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность–деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главным инструментом развития исследовательской деятельности в образовании выступает исследовательский метод обучения. В начальных классах этот вид деятельности служит одним из действенных инструментов в исследовательском обучении и используется как средство развития творческих способностей учащихся. Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной деятельности учащихся, вовлечение их в поисковую работу творческого характера. Предметом творческой деятельности учащегося (содержанием обучения) выступает та или иная область науки, искусства или практики, к которой он проявляет интерес и склонности. Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению (познанию) окружающего мира. При исследовательском обучении большое значение имеют интересы и склонности учащегося и мотивация его познавательной активности. В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При исследовательском подходе в основу содержания обучения закладываются не только учебная информация, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности. В отечественной педагогике разработано множество методов, способствующих развитию творческих способностей учащихся. Сюда относятся: методы проблемного и развивающего обучения, современные методы решения проблем, технологии игрового и контекстного обучения, научные методы (методы самой науки), проектное обучение. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» трудно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Но если ребёнок сумел найти, пусть с помощью учителя, ответ на какой- либо вопрос, поставить самостоятельно цель, задачу, определить суть проблемы, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению. Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося, субъектом деятельности выступают учитель и родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Преподавателю необходимо быть готовым к решению задач исследовательского обучения, необходимо обладать набором специфических умений и способностей:
- Обладать сверх чувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном».
- Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.
- Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.
- Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая учащимся уметь избегать директивных указаний и административного давления.
- Уметь быть терпимым к ошибкам учащихся, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
- В соответствии с содержанием изучаемого материала организовать наблюдения, эксперименты, экскурсии, дискуссии, учебные игры и другие активные формы и методы обучения.
- Предоставлять возможность для регулярных отчетов о выполненном исследовании и обмена мнениями в ходе открытых обсуждений.
- Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.
Исследовательское обучение должно поддерживать и развивать у учащихся поисковую активность, это главная черта исследовательского поведения. Поисковую активность поддерживают в обучении такие задания как : «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию у компьютера», «понаблюдать», «провести эксперимент», «связаться со специалистом» и т.д. В этом случае маловероятна потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Процесс самообучения, самовоспитания и саморазвития станет доступным и возможным при доминировании исследовательского метода в обучении, но не исключая так же иных методов.
Источники:
1. Чилдрен, Зеро: Делая обучение видимым. Исследовательская работа детей в группах и индивидуально. Автор: Чилдрен Реджио, Зеро Проект. Издательство: Национальное образование, 2020 г.
2. Шарипов Ф.В. Исследовательское обучение учащихся как средство развития их творческих способностей. // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6-1. – С. 43-46;
3. Автор: Савенков Александр Ильич. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство: Дом Федорова, 2015 г.