Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность младших школьников

Панова Марина Витальевна
Ведущей целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования выступают не предметные, а личностные результаты. В основе Стандарта заложен системно-деятельностный подход, охватывающий различные организационные формы и учитывающий индивидуальные особенности каждого обучающегося [1]. Исходя из требований Стандарта, в педагогической практике используется много активных методов и форм обучения для организации учебного процесса, но не всегда удается реализовать их в полной мере, поскольку существуют временные рамки урока.
Одним из наиболее продуктивных методов является метод проектов, который благодаря своим функциям позволяет реализовать проекты группами или парами, как в урочное, так и во внеурочное время.
Идея метода проекта состоит в том, чтобы вовлечь всех учеников в активный познавательный, творческий процесс, ориентация которого должна быть довольно прагматичной. Ученики должны понимать, зачем им нужны те или иные знания, и в каких проблемных ситуациях они могут быть полезны.
В основе определения метода проектов как комплексного метода обучения положено понимание его как совокупности методических приемов преимущественно поискового характера, направленных на достижение определенной учебной цели. Ю.Н. Михайлова определяет его как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающим миром в процессе реализации проекта – поэтапной практической деятельности, связанной с достижением поставленной цели [2].
Метод проектов является основой проектного обучения, цель которого заключается в создании условий для самостоятельного изучения школьниками учебных материалов в процессе реализации проектов. Основной целью развития проектной деятельности в школе является развитие способности каждого ученика определять и реализовывать общую цель работы и находить пути их достижения; умение согласовывать распределение функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный конструктивный контроль; разрешать конфликты, учитывая интересы сторон; сотрудничать. Также метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем: учащиеся часто не умеют превращать информацию в знания, осуществлять целенаправленный поиск информации; большое количество информации не приводит к системности знаний; отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному получению новых знаний; ведущий тип деятельности учащихся - репродуктивный, который воспроизводит знания, оторванные от жизни.
В начальной школе должны закладываться основы проектной деятельности ученика, постепенно в процессе обучения развиваться и углубляться по мере взросления и осознания учеником своих профессиональных, социальных и гражданских потребностей и обязанностей. Исходными данными для проектной деятельности младших школьников являются проектные задачи. Проектное обучение создает уникальные предпосылки для развития ключевых компетенций учащихся и самостоятельности в постижении нового, стимулируя их естественную любознательность и творческий потенциал.
Итак, метод проектов предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развитие умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Используя метод проекта, можно научить учащихся ориентироваться в мире информации, извлекать ее самостоятельно и усваивать в форме знаний, рационально подходя к процессу обучения и, таким образом, научить учиться.
Основной задачей учителя в современной начальной школе является не обучение детей именно в проектной форме, а вовлечение их в активный процесс, создавая субъектную позицию деятеля, что отвечает требованиям ФГОС, а именно вовлечение детей в различные виды деятельности. Кроме того, у учеников уже должна быть сформирована идея конечного продукта деятельности, этапы разработки и реализации проекта, включая его понимание и рефлексию деятельности.
Система проектной работы включает в себя как уроки, так и внеклассные мероприятия [3]. Как правило, учителя используют два подхода: объединение проектов с образовательными темами в течение урока; использование проектов во внеурочной деятельности. Некоторые педагоги отмечают, что проектная деятельность является скорее всего областью закрепления и применения ранее полученных знаний, чем приобретением новых.
Осуществляя проектную деятельность в начальной школе, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, именно в этом возрасте важно акцентировать внимание на организации совместной деятельности детей. А метод проектов как раз подразумевает развитие умения строить свою деятельность, в ходе которой осуществляется поиск новых знаний, и используя вместе с этим средства, выполняется решение определенных задач. Соответственно, школьники учатся не только выстраивать отношение друг с другом, но и решать свои жизненные ситуации.
Необходимо обратить внимание на типологию проектов и их содержание с точки зрения возможностей проектов того или иного типа в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Рассмотрим типологию проектов, которую выделяет С.Г. Полянская.
Исследовательский проект.
Цель, структура, актуальность и социальная значимость проекта хорошо продумана участниками. Такой проект предполагает умение договариваться о выборе методов проведения экспериментальных опытов, методов сбора и обработки общей информации, а также методов представления результатов.
Творческий проект.
Структура проекта не проработана детально, она только намечена и развивается по ходу работы учащихся. Здесь участники проекта имеют представление о полученном результате, которое планируется при совместном обсуждении. Результатом продукта может стать совместно выпущенная газета, видеофильм, экспедиция и т.д.
Приключенческий, игровой проект.
Структура проекта намечена, но при этом остается открытой до его завершения. Данный вид проекта предполагает распределение ролей и примерку этих ролей на себя. Участникам необходимо договориться о выборе ролей, соответствующих характеру и содержанию проекта и, и удерживать их до его окончания.
Информационный проект.
Структура проекта продуманна тщательно, но по ходу работы представляется возможность изменения некоторых этапов. Такие проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, его анализе и обобщении каких-то фактов. Результаты деятельности направлены на большую аудиторию – это могут быть статьи, доклады и т.д.
Практико-ориентировочный проект.
Результат деятельности учащихся обозначен с самого начала работы. В ходе выполнения проекта учащимся необходимо распределить между собой функции для оформления конечного продукта. Обсуждение осуществляется поэтапно, корректировка происходит совместно. При этом результат деятельности обязательно направлен на социальные интересы учащихся [4].
Для того, чтобы внедрить проектную деятельность в образовательный процесс, необходимо тщательно проработать этапы ее организации, учитывая возрастные особенности. Тем самым, при планировании этапов необходимо уделить внимание организации проектных задач и проектов, так как в начальной школе проектная деятельность является прообразом проекта. Это обосновано тем, что в такой проектной деятельности присутствует структура реализации проекта: описана ситуация, в которой содержится проблема со скрытой формулировкой цели деятельности, что помогает подвести учеников к описанию конечного продукта, решаются задачи, направленные на создание итогового «продукта», а также происходит самостоятельный поиск информации и выбор средств, необходимых для работы.
Благодаря методу проектов школьники не только включаются в активный процесс, но и активизируют свои творческие возможности, формируют интерес к познанию и исследованию нового, а также осваивают способы совместной деятельности, что помогает развитию и формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
 
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации – М.: Минобрнауки России, 2009г. – 9 с.
2. Михайлова, Ю. Н. Организация проектной деятельности в начальной школе на основе требования ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015г. – с. 156–160.
3. Климова, О. А. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс]
4. Полянская, С.Г. Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников // Мир науки, культуры, образования, 2010г. – № 15. – 176 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»