Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность в начальной школе

Александрова Евгения Николаевна,
ГБОУ гимназия № 192 «Брюсовская гимназия»
Калининского района  Санкт-Петербурга
          В соответствии с современными требованиями    ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Достижению этой цели способствует работа над различными видами  проектов. В начальной школе сделать это сложнее, так как дети еще маленькие.  Суть метода проектов в начальной школе – это решение дидактических задач через самостоятельную разработку проблемы учащимися.  Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Им может стать макет, книга, презентация, видеофильм, инсценировка и т. д.
        Тема проекта  должна вызывать у школьников интерес. Дети проводят собственное исследование, собирают  и анализируют информацию, самостоятельно делают выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы. Исследовательской деятельностью можно заниматься в классе, а можно перенести ее во внеурочное время. Тогда сбор информации, подготовка презентации, изготовление конечного продукта проводится детьми дома.
        В моей многолетней  работе получили положительную оценку следующие виды проектов: мини-проекты (1-2 урока), краткосрочные (1-2 недели), средние (от 1 до 2 месяцев).
         Если разделить  проекты по доминирующей деятельности, то хочется выделить следующие виды проектов:  
  1. Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.
  2. Исследовательский. Выполняя его, ученики превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.
  3. Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.
  1. Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.
  2. Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.
     Предлагаю памятки для организации работы над проектами в начальной школе.
Алгоритм разработки проекта таков:
проблема – цель – результат.
 
  После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
  1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы.  
  2. Поставить задачи.  
  3. Наметить этапы работы.  
  4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
  5. Определить сроки выполнения работы .
Этапы работы над проектом
 
1. Выбор темы.
    Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
    Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
  *Что мне интересно больше всего?
  *Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
    Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
   Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
   Формулировка цели  - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?
4. Постановка  задач проекта.
    Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
    В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
     Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
    Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
   Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
   Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.
План защиты проекта

 
  1. Тема проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи.
  4. Гипотезы.
  5. Методы и средства исследования.
  6. Актуальность проекта.
  7. Этапы работы.
  8. Полученные результаты.
  9. Выводы.
       Предлагаю  в качестве примера работу ученика 3 класса в виде тезисов к проекту.
Исследовательская работа по окружающему миру
«Индекс массы тела – показатель здоровья»
Актуальность работы обусловлена проблемой здоровья населения.  2020 год показал всему миру, что жизнь человечества всегда может оказаться под угрозой. Самыми уязвимыми категориями во всех ситуациях являются дети и старики. Именно в такие моменты, люди начинают задумываться над данной проблемой в первую очередь. А какая характеристика может указать нам состояние здоровья без походов в медицинские учреждения?
Проблема: возможно ли человеку в домашних условиях в период самоизоляции с помощью самых простых инструментов понять, что существует проблема.
            Гипотеза: если узнаю, как рассчитать индекс массы тела (ИМТ), проведу расчеты, то смогу ли я определить риски для моего здоровья? И если смогу, то как
   Цель: определить у детей младшего школьного возраста индекс массы тела, его зависимость от различных показателей с последующим анализом правильности утверждения, что индекс массы тела является показателем здоровья. 
  Задачи исследования:
  1. Собрать данные диспансеризации за последние два года;
  2. Провести замеры массы и роста исследуемой группы на сегодняшний день;
  3. Рассчитать показатели ИТМ за все периоды;
  4. Разработать опросник;
  5. Классифицировать исследуемую группу по нескольким показателям и выявить наличие или отсутствие зависимости от этих показателей;
  6. На основании собранных данных сделать собственные выводы.
Объектом исследования является группа школьников в количестве 31 человека.
Методы исследования: изучение литературы, сбор статистических данных, анкетирование, математические расчеты, классификация и выявление зависимости.
Источниками исследования являются статистические данные, научные издания, материалы, полученные на Интернет-сайтах.
Практическая значимость: результаты работы могут быть полезны всем, кто заинтересован в сохранении своего собственного здоровья.
         ИМТ — индекс массы тела (от английского BMI — Body Mass Index), показатель, отображающий степень соотношения роста и веса.
        Определить индекс можно самостоятельно, вручную. Он вычисляется по формуле Адольфа Кетле: I = m/h², где m – масса тела, h – рост в метрах. Также можно воспользоваться онлайн-калькулятором.
       Мы начали свою работу с того, что был рассчитан ИМТ для каждого участника исследуемой группы с помощью онлайн-калькулятора на сайте https://o-krohe.ru/alkulyator-rosta-vesa/
      За основу исследования взяли статистические данные диспансеризации за сентябрь 2019 и 2020 годов, а также проведенные нами с помощью весов и ростомера замеры в феврале 2021 года.
      Затем мы приступили к их обработке и классифицировали по соответствию между массой человека и его ростом. Далее подсчитали количество человек, относящихся к каждой категории и занесли в таблицу.
      Из результата исследования можно сделать выводы, что за данный период количество учащихся с серьезным недобором массы тела уменьшилось. Однако учащихся с легким недобором веса увеличилось по сравнению с сентябрем 3 класса.   Количество учащихся с лишним весом увеличилось, а вот с ожирением существенно уменьшилось.
Мы предположили, что в результатах исследования есть зависимость от пола исследуемых и составили графики индекса массы тела учащихся 3 а класса девочек и мальчиков.
Вывод: Индекс массы тела изменяется у девочек и у мальчиков данной группы не одинаково. У девочек изменения незначительные, а у мальчиков изменяется в сторону увеличения индекса массы тела.
         На следующем этапе нашего исследования мы предположили, что влияние на индекс массы тела может оказывать занятие спортом и качество питания. Для изучения этого вопроса, было проведено анкетирование и изучение индекса массы тела спортсменов. 
Результат анкетирования показал, что из 31 участника опроса только 4 человека не занимаются спортом на постоянной основе, 19 человек следят за своим весом, 25 человек регулярно гуляют и ведут активный образ жизни.  30 человек правильно питаются.
Изучение индекса массы тела спортсменов выявило, что более высокий вес мышечной массы при подсчетах просто игнорируется и добавляется к массе жировых отложений, что приводит к результату «избыточная масса тела», а в некоторых дисциплинах индекс массы тела имеет тенденцию быть слишком низким. 
Вывод: индекс массы тела не оценивает спортсменов правильно, в этой области нужны другие измерения.
         Активного образа жизни и правильного питания достаточно для поддержания в норме индекса массы тела.
По итогам нашего исследования мы сделали рекомендации для учеников нашего класса, разработали буклет и провели классный часы для учащихся начальной школы.
 Общие выводы.
1.  Возможно человеку в домашних условиях с помощью простых инструментов (весов и ростомера) оценить состояние своего здоровья. Для этого можно использовать индекс массы тела.
2.   Показатель индекса массы тела зависит от
  • возраста;
  • пола;
  • активного образа жизни;
  • питания;
3.     Индекс массы тела не оценивает спортсменов правильно.
4.  Индекс массы тела является одним из показателей здоровья, применять его нужно исключительно для ориентировочной оценки.
Литература.
1. Норма // Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Н. А. Семашко. — М.: Советская энциклопедия, 1928—1936.
2. WHO: Global Database on Body Mass Index (обращение 02.02.2021г)
3. Онлайн-Калькулятор индекса массы тела у детей https://o-krohe.ru/kalkulyator-rosta-vesa/
4.https://fb.ru/article/322036/chto-takoe-indeks-massyi-tela-dlya-detey-kak-pravilno-ego-rasschitat (обращение 04.02.2021г)
 
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»