Проектная деятельность в начальной школе
Александрова Евгения Николаевна,
ГБОУ гимназия № 192 «Брюсовская гимназия»
Калининского района Санкт-Петербурга
В соответствии с современными требованиями ФГОС, школа должна способствовать формированию активной, инициативной личности. Достижению этой цели способствует работа над различными видами проектов. В начальной школе сделать это сложнее, так как дети еще маленькие. Суть метода проектов в начальной школе – это решение дидактических задач через самостоятельную разработку проблемы учащимися. Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Им может стать макет, книга, презентация, видеофильм, инсценировка и т. д.ГБОУ гимназия № 192 «Брюсовская гимназия»
Калининского района Санкт-Петербурга
Тема проекта должна вызывать у школьников интерес. Дети проводят собственное исследование, собирают и анализируют информацию, самостоятельно делают выводы. При этом особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы. Исследовательской деятельностью можно заниматься в классе, а можно перенести ее во внеурочное время. Тогда сбор информации, подготовка презентации, изготовление конечного продукта проводится детьми дома.
В моей многолетней работе получили положительную оценку следующие виды проектов: мини-проекты (1-2 урока), краткосрочные (1-2 недели), средние (от 1 до 2 месяцев).
Если разделить проекты по доминирующей деятельности, то хочется выделить следующие виды проектов:
- Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.
- Исследовательский. Выполняя его, ученики превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.
- Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.
- Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.
- Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.
Алгоритм разработки проекта таков:
проблема – цель – результат.
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
- Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы.
- Поставить задачи.
- Наметить этапы работы.
- Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
- Определить сроки выполнения работы .
1. Выбор темы.
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т.д.
План защиты проекта
- Тема проекта.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Гипотезы.
- Методы и средства исследования.
- Актуальность проекта.
- Этапы работы.
- Полученные результаты.
- Выводы.
Исследовательская работа по окружающему миру
«Индекс массы тела – показатель здоровья»
Актуальность работы обусловлена проблемой здоровья населения. 2020 год показал всему миру, что жизнь человечества всегда может оказаться под угрозой. Самыми уязвимыми категориями во всех ситуациях являются дети и старики. Именно в такие моменты, люди начинают задумываться над данной проблемой в первую очередь. А какая характеристика может указать нам состояние здоровья без походов в медицинские учреждения?
Проблема: возможно ли человеку в домашних условиях в период самоизоляции с помощью самых простых инструментов понять, что существует проблема.
Гипотеза: если узнаю, как рассчитать индекс массы тела (ИМТ), проведу расчеты, то смогу ли я определить риски для моего здоровья? И если смогу, то как
Цель: определить у детей младшего школьного возраста индекс массы тела, его зависимость от различных показателей с последующим анализом правильности утверждения, что индекс массы тела является показателем здоровья.
Задачи исследования:
- Собрать данные диспансеризации за последние два года;
- Провести замеры массы и роста исследуемой группы на сегодняшний день;
- Рассчитать показатели ИТМ за все периоды;
- Разработать опросник;
- Классифицировать исследуемую группу по нескольким показателям и выявить наличие или отсутствие зависимости от этих показателей;
- На основании собранных данных сделать собственные выводы.
Методы исследования: изучение литературы, сбор статистических данных, анкетирование, математические расчеты, классификация и выявление зависимости.
Источниками исследования являются статистические данные, научные издания, материалы, полученные на Интернет-сайтах.
Практическая значимость: результаты работы могут быть полезны всем, кто заинтересован в сохранении своего собственного здоровья.
ИМТ — индекс массы тела (от английского BMI — Body Mass Index), показатель, отображающий степень соотношения роста и веса.
Определить индекс можно самостоятельно, вручную. Он вычисляется по формуле Адольфа Кетле: I = m/h², где m – масса тела, h – рост в метрах. Также можно воспользоваться онлайн-калькулятором.
Мы начали свою работу с того, что был рассчитан ИМТ для каждого участника исследуемой группы с помощью онлайн-калькулятора на сайте https://o-krohe.ru/alkulyator-rosta-vesa/
За основу исследования взяли статистические данные диспансеризации за сентябрь 2019 и 2020 годов, а также проведенные нами с помощью весов и ростомера замеры в феврале 2021 года.
Затем мы приступили к их обработке и классифицировали по соответствию между массой человека и его ростом. Далее подсчитали количество человек, относящихся к каждой категории и занесли в таблицу.
Из результата исследования можно сделать выводы, что за данный период количество учащихся с серьезным недобором массы тела уменьшилось. Однако учащихся с легким недобором веса увеличилось по сравнению с сентябрем 3 класса. Количество учащихся с лишним весом увеличилось, а вот с ожирением существенно уменьшилось.
Мы предположили, что в результатах исследования есть зависимость от пола исследуемых и составили графики индекса массы тела учащихся 3 а класса девочек и мальчиков.
Вывод: Индекс массы тела изменяется у девочек и у мальчиков данной группы не одинаково. У девочек изменения незначительные, а у мальчиков изменяется в сторону увеличения индекса массы тела.
На следующем этапе нашего исследования мы предположили, что влияние на индекс массы тела может оказывать занятие спортом и качество питания. Для изучения этого вопроса, было проведено анкетирование и изучение индекса массы тела спортсменов.
Результат анкетирования показал, что из 31 участника опроса только 4 человека не занимаются спортом на постоянной основе, 19 человек следят за своим весом, 25 человек регулярно гуляют и ведут активный образ жизни. 30 человек правильно питаются.
Изучение индекса массы тела спортсменов выявило, что более высокий вес мышечной массы при подсчетах просто игнорируется и добавляется к массе жировых отложений, что приводит к результату «избыточная масса тела», а в некоторых дисциплинах индекс массы тела имеет тенденцию быть слишком низким.
Вывод: индекс массы тела не оценивает спортсменов правильно, в этой области нужны другие измерения.
Активного образа жизни и правильного питания достаточно для поддержания в норме индекса массы тела.
По итогам нашего исследования мы сделали рекомендации для учеников нашего класса, разработали буклет и провели классный часы для учащихся начальной школы.
Общие выводы.
1. Возможно человеку в домашних условиях с помощью простых инструментов (весов и ростомера) оценить состояние своего здоровья. Для этого можно использовать индекс массы тела.
2. Показатель индекса массы тела зависит от
- возраста;
- пола;
- активного образа жизни;
- питания;
4. Индекс массы тела является одним из показателей здоровья, применять его нужно исключительно для ориентировочной оценки.
Литература.
1. Норма // Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Н. А. Семашко. — М.: Советская энциклопедия, 1928—1936.
2. WHO: Global Database on Body Mass Index (обращение 02.02.2021г)
3. Онлайн-Калькулятор индекса массы тела у детей https://o-krohe.ru/kalkulyator-rosta-vesa/
4.https://fb.ru/article/322036/chto-takoe-indeks-massyi-tela-dlya-detey-kak-pravilno-ego-rasschitat (обращение 04.02.2021г)