Развитие хореографического творчества у ребёнка
Пеганова Ольга Сергеевна
На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.Среди многих видов искусств хореография имеет наибольший потенциал в развитии творческих способностей детей, потому что искусство танца является синкретическим и впитывает в себя изобразительное искусство, драматургию, музыку. Поэтому хореография в нашей стране приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонично развитой, духовно богатой личности.
Теоретики хореографической педагогики Л. Богаткова, А. Шевчук считают, что привлечение ребёнка к танцевальному искусству важно для его духовного развития, формирование необходимых моральных качеств и раскрытия творческого потенциала. Танцевальная деятельность способствует и улучшению физического развития, формированию интереса к двигательной деятельности.
Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное, современное) чрезвычайно полезны для ребёнка, способствуют его физическому, нравственному и эстетическому развитию. На танцевальных занятиях раскрываются такие способности детей, как умение творить, сочинять, придумывать, воображать и т.д.
Обучение хореографии обязывает педагога преподносить базовый материал и объем знаний наиболее доступно и понятно для воспитуемых. Для этого создано множество методик, включающих в себя разнообразные методы обучения определённому материалу и последующего выполнения заданий.
Ключевыми аспектами во время проведения занятия должны стать: вовлечение в творческий процесс учеников, совместное создание образов и ролей для каждого присутствующего, реализация творческого потенциала обучаемых, умение совместно сочинять новые ситуации, истории, чтобы воплощать их в классе или на сцене.
Главная цель – познакомить ребёнка с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои способности, что они талантливы и неповторимы. Ведь танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни, выражение своего отношения к образному исполнению. Развитие танцевальных и творческих способностей в хореографической деятельности современные учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира(природного и социального)
Танец пробуждает творческие способности и даёт возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребёнка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо учителя, радующейся, когда его ученик преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребёнок понимает, он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он любим!
Через занятия хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений. Именно занятие хореографией формируют у ребёнка свободу в творческом мышлении. Дают возможность импровизировать. Через танцевальные движения у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение. Формируется внутренний духовный мир ребёнка. Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
Таким образом, процесс усвоения хореографической культуры ребёнком очень сложный. Во время занятий хореографией следует учитывать психофизиологические особенности развития ребёнка, подбирать различные методы обучения, использовать интересный и понятный музыкальное сопровождение, уделять внимание актуальности и целесообразности танцевального репертуара. Важное место в учебном процессе занимают следующие методы: метод наглядности, игра, метод подсознательной деятельности. Педагог-хореограф должен использовать на занятиях импровизацию, что также является действенным фактором формирования творческой деятельности детей.