Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мастерская

Текст природы или природа текста

Васильева Надежда Владимировна,
учитель начальных классов
ЧОУ "Школа Экспресс" Санкт-Петербурга

Данный мастер-класс проводился в рамках традиционного общешкольного образовательного события, целью которого было:
  1. Создание школьных гербарных коллекций с описанием.
  2. Приобретение и отработка навыков работы с различными видами текстов.
Целевая аудитория: учащиеся 6-7 классов.
Логика события. Сначала учились оформлению гербариев, а потом мастерская «Текст природы или природа текста» пригласила их к участию в работе по созданию сопроводительного текста к школьной гербарной коллекции по теме «Листья».
Планируемые результаты: данное образовательное событие планирует устранить пробелы обучающихся в работе с текстом вообще, расширить границы понимания текстов различной природы с целью продуктивного использования полученных знаний и опыта в повседневной практике.
Ход занятия.
  1. Приветствие.
Мастерская поможет разобраться с природой текста, чтобы написать о природе и не только.
  1. Литературная загадка.  (Фрагмент текста К.Г. Паустовского без пропусков -  в Приложении 1)
Очень красивая осенняя миниатюра поможет узнать, о чем сегодня предстоит читать, писать и говорить. Попробуйте догадаться, о ком или о чем идет речь. Предмет описания умышленно скрыт за многоточием.
  1. План работы.
  • Разберемся со смыслами.
  • Давайте поиграем.
  • Что, кому и зачем мы хотим сказать?
  • Переводим с русского на русский.
  • Подведем итоги.
  1. Разберемся со смыслами.
Вспомним, что такое текст.
  • – предложения, объединенные общей темой, связанные по смыслу и грамматически. Текст можно озаглавить. В  тексте  можно выделить основную мысль.
Обычно выделяют три композиционные части текста: вступление, основная часть и заключение. (Сегодня нам это не пригодится).
Это нужно знать, чтобы анализировать чужие и создавать собственные тексты.
Для этого же нужно понимать, каким языком и в какой форме требуется выражать мысли в тексте.
Эти секреты раскрывают такие понятия, как тип речи (текста) и стили речи.
  1. Типы речи или текстов.
Вспомните, что типы речи – это способ изложения мысли. Их три: повествование (что случилось?), описание (какой?), рассуждение (почему?). Они часто смешанные.
Примеры текстов об осени разных типов на слайде (могут быть другие).
  1. Стили речи (или «одежда» текста).
Стиль речи в русском языке и литературе – это совокупность приемов использования языковых средств с целью выражения тех ил иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Обычно представлены пятью: разговорным, художественным, научным, публицистическим, официально-деловым. (Определение стиля на слайде – пример научного стиля).
Три основных стиля: художественный (текст Паустовского в начале занятия), научный (с ним сегодня будем работать) и публицистический (мы будем придерживаться того мнения, что научно-популярные тексты относятся именно к нему, хотя их считают и подвидом научного стиля).
  1. Особенности научного и публицистического стилей.
Важно прочувствовать, понять разницу между двумя стилями речи*, которые сегодня в фокусе внимания. Один (научный) предстоит переделать во второй (публицистический).
 
Примеры научного и публицистического стилей*.
ЛИСТ — вегетативный орган высших растений, выполняющий ряд важнейших жизненных функций (фотосинтез, дыхание, транспирация). Поверхность листа с обеих сторон покрыта эпидермисом, в котором имеются устьица — отверстия для осуществления транспирации и газообмена. Под эпидермисом располагается мезофилл — мягкая ткань, клетки которой осуществляют фотосинтез и дыхание. (Научный стиль)
Еще большую ясность внес в этот загадочный опыт швейцарский ботаник Жан Сенебье. В 1782 г. он окончательно установил, что днем при солнечном свете зеленое растение выделяет кислород. И, наконец, он доказал, что зеленое растение «очищает» воздух не потому, что оно дышит, а в связи с его углеродным питанием. (Публицистический стиль)
  1. Давайте поиграем.
Я читаю фрагменты текстов – вы определяете их стиль.
Пример 1 (об одном и том же в разных стилях)
  • Гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках.
  • До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно – лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам……..Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон.
  • Ливневые дожди, выпадающие в летние дни, часто сопровождаются грозами. Это название обозначает целый комплекс метеорологических явлений. Самые известные из них — это молния и гром. Молния — гигантская электрическая искра, проскакивающая между соседними облаками или между облаком и землей.
Далее – примеры на распознавание научного и публицистического стилей.
Пример 2. В этой связи понятие самореализации представляется как подходящее «связующее звено» для многочисленных научных знаний о психологии человека, позволяющее, во-первых, привести многие из них к методологическому «общему знаменателю», во-вторых, применить их в совокупности для более комплексного описания и прогнозирования поведения человека. (Научный)
Пример 3. Наиболее пригоден для дыхания воздух полей, садов, лесов. Кто не испытывал наслаждения, вдыхая смолистый воздух хвойного леса? Кто не знает живительной силы глубокого вдоха на берегу моря? Человек, который хочет сохранить здоровье, должен тщательно проветривать комнату, широко открывать окна, не бояться свежего дуновения ветра. (Публицистический)
Пример 4. В современном мире наука становится органической составляющей нашей жизни. Мы учимся, познаем мир всю жизнь, поэтому не сможем избежать использования научной литературы. Научный стиль, как и любой другой стиль языка, — явление, которое проходит этапы становления и изменений. Изучите его особенности и будьте во всеоружии. (Публицистический)
  1. Что, кому и зачем мы хотим сказать? Или как создать научно-популярный текст?
Наша цель – создать сопроводительный текст к гербарной коллекции, посвященной листьям (поэтому загадка была о листе) и корневым системам. Сегодня возьмемся только за первый. Побудем «волшебниками», которые попытаются превратить сухой научный текст в более доступный публицистический, или научно-популярный. Об этом говорят: «перевести с русского на русский».
Как создать научно-популярный текст?
Надо понимать: кому, что, зачем и в какой форме мы хотим сказать. (Работа с материалом слайда).
 
Важно помнить: стиль определяет слог!
  1.  План работы над предложением (на слайде).
  • Читаем предложение исходного текста, выделяем ключевые слова.
  • Выясняем значение непонятных слов с опорой на справочники и опыт друг друга.
  • Формулируем мысль точно, но более доступно и эмоционально.
  • Записываем и проверяем предложение на сохранность смысла и доступность.
Надеюсь, все помнят такое понятие как ключевые слова (это опорные фрагменты текста, которые несут в себе содержательную нагрузку всего высказывания).
А что значит доступно? (Чтобы не только пятиклассник, но и бабушка, и кот Мурзик поняли то, что мы хотим сказать). В помощь – синонимы.
Не забывайте, что эмоциональности должно быть в меру (там, где это возможно и необходимо) и  в рамках стиля (не уходить в разговорный стиль).
  1.  Знакомство с текстом.
На слайде или в доступе для скачивания текст из учебника ботаники, предложенный учителем биологии с учетом пройденного обучающимися материала и цели занятия. (См. Приложение 2)
  1.  Совместная переработка первого абзаца.
  • Раздать и прокомментировать бланки рабочего листа. (См. Приложение 3)
  • Работа с первым и вторым предложением.
1) Лист представляет собой боковую структурную часть (или орган) побега.
Суть, задача предложения – дать определение листа.
Ключевые слова: лист, орган. Орган чего? (растения)
Результат. Лист – это орган растения.
Проверка на сохранность смысла и доступность. Соответствует.
2) Он выполняет три главнейшие функции: фотосинтез, транспирацию (испарение воды) и газообмен.
Суть, задача предложения –  объяснить, что делает лист, за что отвечает.
Ключевые слова: выполняет (синоним – отвечает), три функции (самые главные).
Результат. Он (лист, но во избежание повтора используем местоимение) отвечает за три самые важные функции: фотосинтез, транспирацию (испарение воды) и газообмен.
Проверка на сохранность смысла и доступность. Соответствует.
  1.  Самостоятельная работа.
Вы выбираете форму работы: индивидуально (онлайн - только так), в малой группе или в паре. При необходимости можем работать все вместе (фронтально). В любом случае я буду помогать. Екатерина Хамитовна М. (учитель биологии) – наш научный консультант.
Значения слов уточняйте в справочниках, друг у друга, у нас. Листья из гербариев, выполненных дома и на предыдущем мастер-классе, -  вам в помощь.
  1.  Проверка получившихся предложений и составление из них текста.
Составленный текст поместим на специальном бланке (Приложение 4).
Вероятнее всего, за рамками этой мастерской, так как время ограничено.
  1.  Рефлексия. Подведение итогов.
Попробуем ответить на вопросы:
Что и как получилось?
Зачем это нужно?
  • Получился ли у нас научно-популярный, или публицистический, текст? (Участники мастерской онлайн – голосуют в вебинарной комнате; участники очной группы – в рабочих листах).
  • Удалось ли точно передать всю необходимую информацию о листе, содержащуюся в первоисточнике? (Узнаем мнение научного консультанта).
  • В таком же ключе предлагаем поработать над текстом о корневых системах. (Его можно найти и скачать…) Это задание будет оцениваться и заменит одно из ПЗ по русскому языку и биологии (ботанике).
  • Была ли полезной сегодняшняя мастерская о текстах? (Участники мастерской онлайн – голосуют в вебинарной комнате; участники очной группы – оставляют на доске стикер в форме листочка в том случае, если посчитали сегодняшний опыт работы полезным).
  • Вместо заключения – высказывания на слайде: Б. Гейтс о роли работы с информацией, обращение Васильевой Н.В. (ведущей) к участникам мастерской.
 
Приложение 1.
      Вечером в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клёна, Луговской пришёл ко мне и, явно смущаясь, сказал:
— Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался ……(лист клёна). Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для него гранитная лестница и к тому же это — учреждение. Должно быть, ….. (осенним листьям) вход туда воспрещён. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга. Правда, глупо?
— Не знаю, — ответил я, — больше грустно…
Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/gost-krymskoj-zemli.htm
 
Приложение 2.
                                                                                    Лист
    Лист представляет собой боковую структурную часть (или орган) побега. Он выполняет три главнейшие функции: фотосинтез, транспирацию (испарение воды) и газообмен.
   Лист, имеющий одну листовую пластинку, называется простым. У сложного листа на одном черешке  располагаются две, три или большее число обособленных пластинок, снабженных собственными сочленениями и черешочками. Отдельные пластинки сложного листа называются листочками.
    В зависимости от расположения листочков различают перисто- и пальчатосложные листья. Частный случай сложного листа – тройчатосложный лист.
    Пластинка листа или листочка может быть цельной или расчлененной. Расчленение осуществляется либо пальчато, либо перисто.
  Жилкование у растений – это система пучков в листовых пластинках, через которые осуществляется транспорт веществ.
  У цветковых однодольных растений выделяют параллельное и дуговое (дуговидное) жилкование.
  Наиболее разнообразно жилкование двудольных. Известны два основных типа жилкования – перистое и пальчатое.
                                                             (Источник: Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. «Ботаника»)
Приложение 3.
 
Приложение 4.
 
Список литературы.
  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1989.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
  3. Практическая стилистика русского языка: функциональные стили /под ред. В.А. Алексеева и К.А. Роговой. М., 1982.
  4. Баранов М.Т. , Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 кл. Учебник в 2-х ч.
  5. http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya/part7
  6. http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/gost-krymskoj-zemli.htm
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»