Использования метода учебного проекта
в практике работы воспитателя ГПД
Береснева Ольга Александровна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 125
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В каждом учебном заведении принимается и утверждается положение о проектной деятельности, в котором прописываются общие положения такие, как:воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 125
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
- проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, в организации и обеспечении которой могут участвовать все педагогические структуры школы;
- проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и логического мышления обучающихся;
- заниматься проектной деятельностью могут обучающиеся любого класса на добровольной основе;
- проект может быть индивидуальным, групповым;
- обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты, темы которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов;
- руководителем группового проекта может быть ученик, педагог или родитель.
Проект-это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся не только учебной, но и воспитательной деятельности, и воспитатели ГПД должны в полной мере использовать метод учебного проекта в своей работе. Они могут использовать в своей практике любой из видов проектов: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной….
По содержанию воспитатель может выбрать монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний, относящийся к области воспитательной деятельности и пр.
1.1Проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса, в организации и обеспечении которой могут участвовать все педагогические структуры школы.
1.2.Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и логического мышления обучающихся.
1.3.Заниматься проектной деятельностью могут обучающиеся любого класса на добровольной основе.
1.4.Проект может быть индивидуальным, групповым.
1.5. Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные проекты, темы которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов.
1.6.Руководителем группового проекта может быть ученик, педагог или родитель.
Использовать метод учебного проекта воспитателю, конечно, удобнее, когда в группе ученики одной возрастной категории, и они все задействованы в проекте. По длительности проекты могут быть разными, но по опыту знаю, что состав группы может меняться, поэтому проект не должен быть многолетним. Воспитатель должен переставить акцент с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство, совместный поиск новых знаний…
Использование метода учебного проекта решает такие задачи:
- Обучение планированию
- Воспитание интереса к познанию мира
- Формирование навыков сбора и обработки информации
- Выработка навыков самостоятельной работы
- Формирование позитивного отношения к деятельности (проявление инициативы, выполнение работы в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
- Преобретение коммуникативных умений при работе в группах
- Формирование единого школьного сообщества
В УМК « Школа России» в учебниках по русскому языку и математике часто встречается тема « Наши проекты». Они выполняются обучающимеся в рамках одного или нескольких предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержагия и методов избранных областей знаний или видов деятельности.
Воспитатель может расширить рамки таких проектов, включая требования по следующим направлениям:
- Организация проектной деятельности
- Содержание и направление проекта
- Защита проекта
- Критерии оценки проектной деятельности
Классификация проектов разнообразна: исследовательские, информационные, прикладные, ролевые, социальные и др.
В моей группе, где все дети из одного класса(4)мы выполнили межпредметный (интегрированный) по содержанию и информационный-операционый по виду проект. Такой проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях. Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. Тема проекта была « История Санкт-Петербурга на уроках русского языка». Результатом проекта является электронное учебное пособие. Длительность - один учебный год.
На 1 этапе подготовки была проведена вводная беседа, для того чтобы сформировать интерес к данной теме и были созданы условия для дальнейшей творческой деятельности.
2 этап организации основывался на выбор темы и целей через проблемную ситуацию и определение количества участников. Классу раздаются карточки с заданиями. Например:
1. Найти в текстах 20 слов, значение которых вы не знаете (иностранные, устаревшие). Выписать их со значением.
Пилястры-декоративные элементы в архитектуре…
2.Найти и выписать 10 предложений, в которых есть слова из словаря. Слова могут относиться как к словарю 1, так и 4 класса.
В городе. Санкт- Петербурге большое количество улиц.
3.Найти и выписать пять простых и пять сложных предложений.
Но через несколько лет царь Петр решил внести кое-какие улучшения и изменения.
Строительство верфи еще продолжалось, а уже весной 1706 года на воду сошли первые военные корабли.
4.Выписать предложение а) с союзом НО, б) с союзом А.
А ведь Нева течет навстречу, но волна и ураганный ветер с моря сильнее.
Вначале Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов.
5.Выписать три слова, которые отвечают на вопрос кто? что? Слова должны относиться к теме нашего города ( Петр, царь…,сфинкс, мост..) и пр.
Далее мы определяем источники информации и остановились на книгах, большинство из них входили в подарочные наборы к первому сентября.
Н.А.Гурьева «Детям о реках и мостах»
Хельга Патаки « Мосты. Санкт- Петербурга»
В.Воскобойников «Санкт-Петербург»
В.К.Дмитриев « Моя первая книга о городе»
Т.Емельянова « История Санкт-Петербурга» и пр.
Планируем действия (как можно сделать?) Определяем основные методы:
- Прочитать в книге
- Понаблюдать
- Задать вопросы родителям
- Подумать самостоятельно
- Посмотреть в книгах…
Сбор информации предоставляется в письменном виде от каждого. Далее идет ее систематизация и распределение по темам заданий.
3 этап представление готового продукта. Информация анализируется, формулируются выводы, оформляются результаты в электронное пособие.
4 этап это оценка процессов и результатов работы. Участие оценки путем коллективного обсуждения и самооценок. Мы учитываем содержание, оформление, грамотность
Воспитатель может ввести возможные номинации: Лучшие сведения об объекте. Самый длинный список литературы. Самостоятельность в выполнении. Лучшие выступления и пр.
Каждый из участников в группе заполняет отчет о выполнении проекта.
1.Ф, И,
2.Название проекта
3.Почему я начал работу над проектом
4.Какой продукт хотел получить
5.Как я работал над проектом
6.Какой получил результат
7.Что нового узнал и чему научился и др.
Использование метода учебного проекта воспитателем ГПД в практике работы-долгий и кропотливый труд, требующий обширных знаний и большой подготовки. Воспитатель должен помнить, что такой вид деятельности воспитывает гражданскую позицию, формирует систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся. Развивает значимые личностные качества учащихся, воспитывает коммуникативность, инициативность и самостоятельность.
.Успешность важна для каждого ребенка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителей и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они проявляют инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Этот метод,безусвно принадлежит к числу наиболее эффективных при обобщении, закреплении учебного материала. Работа над проектами дает хороший результат. Я буду продолжать начатую работу в группе продленного дня, ведь метод учебного проекта позитивно влияет взаимоотношения в группе.