Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пути и способы развития творческих способностей 

Бирюкова Вера Дмитриевна
Школьное детство традиционно подразделяется в возрастной психологии на три периода: младший школьный возраст, средний школьный возраст и старший школьный возраст.
 Каждому из перечисленных периодов школьного детства свойственны ведущий вид деятельности и специфические новообразования, проявляющиеся в физическом, физиологическом, психологическом и социальном развитии личности ребенка [Эльконин 1989: 11].
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В этот период идет интенсивное становление учебной деятельности, в процессе которой происходит развитие личности, и обучение, представляя требования к знаниям, умениям, навыкам учеников, формируют и качества личности [Коссаковски 1981: 48].
Главная цель нынешнего современного образования – развитие личности ребенка. Именно поэтому учителя сконцентрированы на развитии и формировании у ребёнка мышления, памяти, внимания, воображения, одно из главных мест среди этих процессов занимает развитие способностей. Причём на современном этапе важно формировать именно творческие способности [Квасюк 2009: 45].
Так как в период младшего школьного возраста жизненный и психологический опыт еще не достаточно велик, чтобы иметь запас готовых форм поведения и решения предлагаемых жизнью задач. Шаблоны, заученные формы поведения и мышления (как результат обученности) еще не стали преобладающими в психической деятельности ребёнка. Именно поэтому у младших школьников активно работают творческое воображение, фантазия, спонтанные механизмы творческой деятельности.
Существует очень много разных способов деятельности. А так как младший школьный возраст является сензитивным периодом, т.е самым благоприятным для воспитания и обучения, то усвоение этих способов идёт очень активно. И в список этих усваиваемых способов деятельности обязательно должны входить творческие. Они требуют от детей участия и активности, возможности находить пути решения проблемных задач собственным путем и опытом.
Можно сказать, что младший школьный возраст трактуется началом систематического обучения, т.е. даёт целостность знаний. Поэтому необходимо вести работу по формированию творческого потенциала ребёнка целенаправленно [Тургель 2009: 33].
Таким образом, для того, чтобы создать основу для формирования творческих способностей у ребёнка, необходимо использование творческих видов деятельности на уроке, внеурочной деятельности и в домашней работе. Это позволит ребёнку быть всесторонне развитой, активной личностью, ведь этого просит современное общество.
Как мы уже сказали, младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого потенциала у школьника, потому что по своей природе в этот период ребёнок наиболее активен и любознателен [Сысун 2006].
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей [Вергелес 2014: 157]:
  1. Формирование общей творческой способности протекает во взаимосвязи всех компонентов: знания о сути данной способности, понимание и её значение для данного ребёнка, положительного отношения к ней из способов реализации творческой деятельности в границах данной способности.
  2. Выявление специфических умений, составляющих структуру формируемой способности.
  3. Определение логики формирования определенного компонента способности, последовательного развития соответствующих умений и целостного процесса структуры формируемой общей творческой способности.
  4. Формирование общей творческой способности на различном учебном материале, использование потенциала, которым обладают учебные предметы, изучаемые в начальной школе.
  5. Отбор необходимых методов и приемов, способствующих осознанию всех компонентов творческой способности, проявлению творчества учащихся и побуждению их к самостоятельному и сознательному решению задач.
  6. Повышение степени самостоятельности учащихся в процессе формирования общей творческой способности.
  7. Создание доброжелательной атмосферы в школьном коллективе, доверительных отношений между учителем и учащимся, между учениками в классе, воспитание культуры общения в процессе решения творческих задач.
Выделяют также общие подходы, обеспечивающие развитие творческих способностей [Вергелес 2009: 4]:
  1. Целесообразно учить видеть многообразие новых признаков во все более знакомых объектах, ситуациях и находить известные признаки в незнакомых объектах.
  2. Важно учить находить новые проблемы, ставить новые вопросы о все более знакомых ситуациях и одновременно предусматривать развитие умения находить нерешенные проблемы во все менее знакомых ситуациях.
  3. Формировать умения устанавливать связи, зависимости сходства и различия и различия как во все более незнакомых объектах, так и во все более знакомых.
  4. Необходимо учить комбинирование различных способов решений.
Таким образом, важно отметить, что формирование всех способностей, в том числе и творческих должно проходить целость во взаимосвязи всех компонентов: знание, понимание, отношение к данным способностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вергелес, Г. И. Творческие способности как предмет психолого–педагогического исследования / Вергелес Г. И., Раев А. И. // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб. : Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3–9.
Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников: учебное пособие для студентов факультетов начального образования / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова – СПБ. : 2014. – 218 с.Сысун, О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун – М. : Пачатковая школа. – 2006 . – N11. – С. 14–17.
Квасюк, Е. Н.Формирование у младших школьников знаний о гепатите части как творческой способности // Герценовские чтения. Младший школьник в образовательном пространстве: Сб. научн. статей по итогам Всероссийской научно–практ. конференции. – СПб. : 2009. С. 45–49.
Коссаковски, А. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / АдолЬф Коссаковски, Х. Кюн, Иоахим Лампшер, Герхард Розенфельд. – Москва : Педагогика, 1981. – 224 с.
Тургель, В. А. Предпочтение творческой и репродуктивной деятельности детьми младшего школьного возраста // Герценовские чтения. Младший школьник в образовательном пространстве: Сб. научн. статей по итогам Всероссийской научно–практ. конференции − СПб. : 2009. С. 27–34.
Сысун, О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун – М. : Пачатковая школа. – 2006 . – N11. – С. 14–17.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 1989. – 554с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»