Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка внеурочного занятия для 2 класса

 Предметы интерьера ручной работы, вторичное использование бросового материала

Уверская Юлия Валерьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 96
Калининского района Санкт-Петербурга
Занятие: из программы внеурочной деятельности образовательного учреждения «Фетровая мастерская».
Тема: Предметы интерьера ручной работы, вторичное использование бросового материала.
Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, эвристический.
Цель: Использование бросового материала для изготовления предмета интерьера «Подсолнух».
Задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
  • исследовать проблему использования бросового материала в изготовлении предметов интерьера;
  • ознакомиться с разнообразием предметов интерьера, изготовленных из вторсырья;
  • дать представление о роли вторичного использования сырья (предметов, вещей);
  • изготовить поделку из бросового материала;
  • определить практическую значимость готового изделия.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
  • развивать навыки общения и взаимодействия;
  • обеспечить развитие диалогической и монологической речи;
  • формировать навыки целеполагания;
  • выполнять действия самостоятельно, используя инструкцию;
  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических приемов, операций;
  • осуществлять итоговый контроль общего качества выполненного изделия;
  • учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности на занятии;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи при взаимодействии человека и природы;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира.
Направленные на достижение личностных результатов:
  • оказывать посильную помощь учащимся;
  • принимать мнения и уважительно относиться к высказываниям других учащихся;
  • воспитывать экологическую культуру учащихся.
Предварительная подготовка: изготовление цветка подсолнуха на предыдущем занятии, использовав лоскуты фетра, картон, кофейные зерна, элементы декора «насекомые». Сбор бросового материала: консервная банка, отрезы садового жгута, хаси (палочки для еды), мягкая проволока, лоскуты зеленого мягкого фетра, кусочки пенопласта (пенопластовые шарики), палочки от мороженого «эскимо». Сбор природного материала: тонкие веточки кустов или деревьев (замена палочек от мороженого).
Оборудование, инструменты: компьютер, проектор с экраном, клеевой пистолет, ножницы, клей момент Кристалл, маркер для ткани.
Межпредметные связи: технология, окружающий мир, экология.
Методы диагностики планируемых результатов: наблюдение, беседа; практическая работа: оценка процесса выполнения обучающимися на всех этапах работы, презентация результатов работы; оценка результатов рефлексии обучающихся.
Ход внеурочного занятия:
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие. Самоопределение к деятельности.
Деятельность учителя: приветствует учащихся, создает эмоционально-благоприятную атмосферу, организует готовность к занятию.
-Здравствуйте, умельцы! Я рада видеть вас в нашей Фетровой мастерской. Давайте поприветствуем друг друга и произнесем вместе наш девиз: «Учись, развивайся, мастери, старайся!»
-А теперь проверим готовность к занятию. Посмотрите на экран [слайд1] и определите, все ли заготовки, инструменты и материалы у вас имеются.
Деятельность учащихся: приветствуют учителя и друг друга, произносят девиз кружка и садятся на свои места, проверяют готовность к занятию.
Актуализация знаний.
Деятельность учителя: обращается к теме занятия, предлагает ученикам дать определение понятий; ответить на вопросы, обращаясь к личному опыту учеников. Предлагает сформулировать проблемный вопрос, используя записанные на доске слова. Проводит обсуждение на тему «Из чего состоит мусор, и его вред экологии». Предлагает сделать вывод о влиянии человека на окружающую среду.
- Подмастерья, прочитайте тему нашего занятия [слайд 2]. В ней спрятался проблемный вопрос. Кто уже догадался, какой? Давайте обсудим и определим, что мы имеем в виду под понятием «бросовый материал», «изделия ручной работы»? Как можно связать эти понятия? Сформулируйте вопрос, используя слова: «Можно ли…. полезное изделие, старые ненужные предметы, смастерить».
- Как называются одним словом старые, ненужные предметы, которые мы часто выбрасываем дома [слайд 3]? Помогаем ли мы окружающей среде, выбрасывая эти вещи? Что происходит с мусором [слайд 4]? Сделайте вывод, как влияет человек на окружающую среду, выбрасывая мусор в больших количествах. Какая наука изучает влияние человека на окружающую среду?
Деятельность учащихся: читают тему занятия на слайде 3, отвечают на вопросы учителя, опираясь на полученные знания и личный опыт, пробуют сформулировать проблемный вопрос, высказывают свое мнение о проблеме накопления мусора, делают вывод о неблагоприятном влиянии человека на окружающую среду.  
Целеполагание. Постановка учебных задач.
Деятельность учителя: Выкладывает на демонстрационный стол бросовый материал, подготовленный учениками. Предлагает сделать предположение о том, можно ли использовать бросовый материал вторично, как именно. Использует прием «мозговой штурм». Предлагает сформулировать цель занятия, определить задачи. Предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия.  Помогает наметить план работы.  Проводит физкультминутку.
- Предлагаю вам рассмотреть старые, использованные в быту предметы, которые вы подготовили к сегодняшнему занятию.  Здесь мы видим: консервную банку, садовый жгут, проволоку, лоскуты зеленого фетра, палочку для еды. Можно ли использовать эти предметы еще раз? А теперь дайте волю вашей фантазии и попробуйте найти применение всем этим предметам. Называйте первое, что придет вам в голову, любую идею. Старайтесь долго не задумываться. Одного ученика я прошу записать получившиеся варианты применения на доске.
- Итак, посмотрите, сколько разнообразных вариантов у нас получилось! Сколько интересных и полезных предметов декора и нужных вещей можно сделать из этого мусора [слайд 5]! Вы хорошо постарались.
-Сформулируйте цель нашего занятия. Что мы будем сегодня делать? Какие задачи поставим перед собой?   Сравните с задачами, которые поставила я. Назовите задачи, которые мы уже с вами выполнили.  Предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Можно ли из старых, ненужных вещей сделать красивое, полезное изделие?» Для решения оставшихся задач нам нужно наметить план работы.
Деятельность учащихся: наблюдают предметы, придумывают, фантазируют, называют варианты вторичного использования бросового материала, отдельный ученик записывает варианты на доске. Анализируют записанное, делают выводы о большом разнообразии применения вторсырья. Называют цель занятия, ставят задачи, сверяют с задачами, поставленными учителем. Намечают план работы.  Выполняют упражнения, участвуют в физкультминутке.
Физкультминутка [слайд 6]
 
Есть в природе равновесие,
(Ноги на ширине плеч, руки в стороны)
Нарушать его нельзя.
(Руки скрещены на груди)
В жизни это очень важно
(Поднимаем указательный палец вверх)
Для тебя и для меня.
 
(Указываем ладошкой друг на друга и на себя)
Что бы было равновесие
(Ноги на ширине плеч, руки в стороны)
Надо с вами, нам, друзья
(Сводим руки к груди, обнимая)
Не выбрасывать отходы
(Руки скрещены на груди)
И не мусорить зазря!
(Грозим указательным пальцем друг другу)
 
 
 
Основной этап занятия. Самостоятельная деятельность учащихся.
Деятельность учителя: обращает внимание учащихся на технику безопасности при работе с инструментами, помогает организовать рабочее пространство учащихся, демонстрирует образец готового изделия, предлагает сделать конструктивный анализ изделия, обращается к пошаговой инструкции, объясняет её, проговаривает алгоритм выполнения работы с одновременным показом последовательности выполнения поделки,  организует самостоятельную деятельность учащихся, наблюдает за деятельностью учащихся, выявляет затруднения при выполнении работы, оказывает помощь по просьбе учащихся.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, подготавливают рабочее пространство, материалы и инструменты, рассматривают образец изделия, анализируют детали, сборку, изучают пошаговую инструкцию, слушают объяснения учителя, выполняют самостоятельную работу, выполняют самоконтроль и самоанализ на каждом этапе работы, проводят сравнение своего изделия с эталоном, при необходимости обращаются за помощью к учителю.
- Мы немного отдохнули, пора приступать к работе. Какими инструментами мы будем пользоваться? Давайте вспомнить технику безопасности при работе с ножницами и клеевым пистолетом [слайд 7].  Приготовьте материалы и инструменты.
- Предлагаю вашему вниманию образец готового изделия, украшение для интерьера «Подсолнух». Рассмотрите конструкцию изделия, из каких деталей оно состоит. Какие детали у нас уже сделаны? Какие детали нам нужно сделать?
- На ваших столах лежит пошаговая инструкция по изготовлению деталей и сборке изделия [слайд 8]. Рассмотрите ее. Все ли вам понятно? Выполняйте инструкцию последовательно, не пропуская шаги. В графе «Мои достижения» отмечайте на каждом этапе работы свои успехи или трудности. При возникновении трудностей, обращайтесь ко мне.
Обобщение и систематизация знаний учащихся
Деятельность учителя: организует выставку работ, проводит анализ и оценку работ, помогает систематизировать материал занятия и сделать вывод, предлагает учащимся оценить личные результаты. Предлагает учащимся привести доказательства выдвинутой гипотезы о том, что можно использовать бросовый материал для изготовления нового красивого изделия.  Отмечает, что еще не все задачи занятия выполнены. Организует групповую работу, обмен мнениями о практической значимости готовых изделий. Получает информацию от учащихся о практической значимости изготовленных поделок. Отмечает хорошую работу и аккуратность всех подмастерьев.  
Деятельность учащихся: организуют вместе с учителем выставку работ, проводят анализ поделок, обсуждают получившийся результат, сравнивают результаты практической деятельности, отвечают на вопросы учителя, систематизируют и подводят итоги занятия, приходят к выводу, что доказательством гипотезы является поделка «Подсолнух», решают задачу практической значимости своей работы. Убирают рабочее место.
-Наши изделия готовы. Давайте их рассмотрим. Какие материалы мы применяли? Какие технологические приемы использовали? Как мы помогает окружающей среде, изготавливая изделия из бросового материала? Вспомните проблемный вопрос, который мы ставили в начале занятия.  Вы выдвинули предположение, что можно из старой ненужной вещи сделать красивое и полезное изделие. А что является доказательством вашей гипотезы? Конечно, это ваша работа, поделка «Подсолнух».
-Вернемся к задачам нашего занятия, посмотрите на слайд [слайд 9]. Все ли задачи мы решили?  Объединитесь в группы по 4 человека. Сейчас я прошу вас подумать, как вы будете использовать свою поделку, какое вы найдете ей применение, кому подарите, по какому поводу…  Обсудите в группах практическую значимость вашего изделия.  Приведите в порядок рабочее место.
Рефлексия. «Метод пяти пальцев» Л. Зайверта
Деятельность учителя: демонстрирует на экране памятку «Метод пяти пальцев». Предлагает учащимся высказаться. Выслушивает ответы детей. Делает пометки, анализируя рефлексию учащихся.  Благодарит учащихся за работу. Объявляет конец занятия. Прощается.
Деятельность учащихся: обращаются к памятке на экране, загибая пальцы отвечают на соответствующий вопрос, слушают высказывания друг друга, благодарят учителя. Прощаются.
- Сейчас я каждого прошу высказаться. Обратимся к методу пяти пальцев [слайд 10].  Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?
 «Б» (безымянный) – близость к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
 «С» (средний) – состояние духа. Каким было моё настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями?
 «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
 «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние. Что я сегодня сделал для моего здоровья?
-Занятие наше подошло к концу. Спасибо вам, юные подмастерья, что старательно и дружно трудились. До новых встреч!

 
Источники:
  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д.В.Григорьсв.,П.В.Степанов.— М.: Просвещение. 2010.
  2. Современные педагогические технологии: материалы IV Всероссийской заочно научно-практической конференции. г./Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ИП Артемьева Е.М., Центр образования и воспитания, 2015.
  3. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007.
  4. Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегион. науч.-практ.конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.
  5. Большая книга поделок / О. В. Белякова. - Москва : АСТ : АСТ МОСКВА, 2009.
  6. Сталл К. Я украшаю дом. Мастерилка.— М.: Мир книги, 2008.
  7. http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/letnie-podelki-svoimi-rukami/podsolnuhi-iz-kofeinyh-zyoren-master-klas.html


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»