Доклад
Организация работы ГПД в условиях реализации ФГОС НОО
Повитухила Людмила Филипповна
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дняДля максимально-эффективной работы ГПД необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровье-сбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
В своей деятельности ГПД руководствуюсь Законом « Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» , с учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2014 № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня», Уставом ГБОУ СОШ №250 Кировского района Санкт-Петербурга.
Главная цель ГПД - создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.
Задачи ГПД:
- воспитание личности в ребенке, развитие положительных качеств в нем, умение видеть хорошее;
- воспитание у ребят уважения к себе, к товарищам и старшим;
- развитие умения жить в коллективе, считаться с мнением других;
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей, к природе, доброго отношения к родителям;
- развитие внимания, мышления, памяти, речи, творческой активности;
- сохранение здоровья воспитанников;
- формирование у детей любознательности, эмоциональной устойчивости, желания совершать хорошие поступки.
Нельзя недооценивать важность организации режимных моментов в рамках ГПД. Режим способствует формированию позитивных личностных качеств, формирует у ребёнка необходимые в социуме навыки.
При приёме - дети приводят себя в порядок, приходят собранными и спокойными. Через определённое время у детей вырабатываются навыки и они ответственно относятся к своему внешнему виду и поведению.
Организую ежедневное дежурство по классу и по столовой. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки. Дежурным назначаю тех, кто лучше всего проявил себя накануне, таким образом, дежурство, а значит, труд будет в группе не наказанием, а поощрением. Дежурный напоминает о соблюдении и выполнении гигиенических норм перед обедом.
Обед - многие дети привыкли хватать на ходу бутерброды, сладости и т.д.. В ГПД дети получают горячее питание, что, несомненно, полезно для здоровья. К тому же на обеде развиваются навыки культуры принятия пищи. Дети учатся вести себя за столом.
Отдых и деятельность на воздухе - в современном мире не многие родители находят время для ежедневных прогулок с детьми. В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившееся напряжение и усталость.
Переключение на умственную деятельность - в ГПД мы проводим беседы об интересных событиях, дети через рассказ делятся своими знаниями и опытом друг с другом, учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших и своих сверстников.
Самоподготовка - организуя выполнение домашних заданий, воспитатель в ГПД учит детей самостоятельно планировать занятие, ответственно подходить к работе, помогать друг другу, не подсказывая при этом. При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; индивидуальные особенности детей.
Занятия по интересам, творческие занятия - воспитатель планирует и организует свою деятельность так, чтобы ежедневно после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин. Ребята развиваются творчески, при этом учатся делать выбор между тем или иным видом деятельности.
Подведение итогов дня - ежедневно мы подводим итоги, анализируем, что было плохо, а что хорошо, как исправить ошибки. Прежде всего, дети получают индивидуальное внимание взрослого. При необходимости разбираем причины и следствия плохих поступков и делаем выводы.
Индивидуальные беседы с родителями - такой момент как беседа с родителями многому учит ребёнка. Например, терпению. Ведь не секрет, что детям сложно ждать, они не любят переходные состояния и когда за ними пришли, им хочется поскорее идти домой или капризничают, не хотят уходить. Во время беседы с родителями дети учатся проявлять уважение к делам других и ждать окончания беседы или считаться с желанием родителей и уйти из группы.
В ГПД организованы следующие виды деятельности учащихся:
- спортивные игры;
- бумажная пластика, аппликация;
- работа с пластилином;
- посещение школьной, районной библиотеки и знакомство с творчеством и произведениями русских и зарубежных детских авторов;
- занятия по основам безопасности жизнедеятельности;
- изобразительное искусство;
- этические беседы, беседы об окружающем мире, бережном отношении к природе, уважительном отношении к окружающим людям;
- экскурсии, праздники, конкурсы;
- разработка проекта «Посади цветок на школьном участке»
Занятия по каждому из пунктов проводятся каждый день, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно. Дети не должны испытывать дефицита двигательной и умственной активности. Большое внимание в ГПД уделяется творчеству детей. Третий год я готовлю детей на районный конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами», «Неиссякаемый родник», районный конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Я рисую дорожный знак», городской конкурс рисунков «Экология глазами детей».
Остановлюсь на одной деятельности подробней, это работа с пластилином.
Пластилин – один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины. Что такое пластилинография? Пластилинография – разновидность нетрадиционного рисования, относительно новое направление детского творчества, доступное и дома, и в школьном учреждении. В пластилиновых рисунках, сочетающих аппликацию и лепку, получающихся полуобъемными, выразить себя, передать настроение могут как маленькие дети, так и подростки. Причем в этом виде искусства не требуется каких-то особенных навыков. Достаточно проявить немного воображения и дать волю своей фантазии. Картины сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков
Рисование пластилином для детей – это не только интересное времяпровождение, но и совместное творческое занятие, объединяющее родителя и ребенка, педагога и детский коллектив. Пластилинография развивает мелкую моторику, учит творчески мыслить, дает знания о способах смешивания цветов и получения новых оттенков, знакомит с текстурой материала для лепки.
Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно. Преимуществами пластилинографии можно назвать: простоту в работе; снятие мышечного и нервного напряжения; развитие моторики рук; легкую корректировку: картину всегда можно переделать.
Мы в этой работе используем отработанный пластилин, который собирается мной и учащимися после урока труда в ёмкость. Дети приносят из дома свои изделия из пластилина, которые им не нужны. Таким образом денежных затрат родители не ощущают, но дети с удовольствием увлечены любимым делом. Организуя занятие с пластилином, я продумываю, чтобы дети увлекаясь работой могли общаться друг с другом на определённые темы, либо включаю записи сказок или интересных произведений, после прослушивания – дети обычно обсуждают услышанное, что позволяет развитию речи.
Чаще всего ребята выполняют великолепные работы на конкурсы, которые проводятся в нашей школе: в октябре – конкурс детских работ «Люблю я пышное природы увяданье», в декабре – «Весёлый Новый год», в феврале – «Наша армия», в марте – «Весна», в апреле – «Космические пульсары». Некоторые ребята готовят подарок своими руками для родителей.
Так как в конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию, скажу, что у воспитателя ГПД есть огромные возможности формирования характера детей, нравственных качеств. Именно воспитатель ГПД может вовремя заметить признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее, воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, дежурство, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель может сопоставлять, анализировать, опираясь на знания и богатый педагогический опыт, сформировать основу, воспитать достойного человека.