Разработки по теме:
Сказка в творчестве учащихся на уроках
ИЗО
Младший школьный возраст.
Составитель: Красногородцева Елена Александровна,
учитель лицея 40 Приморского района.
Санкт-Петербург
2013г.
Содержание работы:
1. Пояснительная записка стр.3
2. Методические разработки по данной
теме с иллюстрациями автора и рисунками
учащихся стр.4-20
3. Список литературы стр.21
Пояснительная записка
За время работы в школе я давно обратила внимание на то, с каким
интересом ученики младших классов относятся к рисованию сказки, и взяла
эту тему для своей курсовой работы, попробовав решить при ее помощи
основные педагогические задачи.
Во всех программах по ИЗО развитию фантазии уделяют большое внимание.
Я работаю по программе В.С.Кузина, и решила выделить в своей работе
именно младшие классы.
Актуальность данной темы в том, что она дает возможность подготовить
учащихся к встрече со сказкой на уроках ИЗО. Решается культурологическая
задача – вызывать у ребенка интерес к народной сказке и к сказкам
известных авторов. На примере их происходит нравственно-эстетическое
воспитание, приобщение к культурной среде. В наш век
засилья безнравственных и безвкусных мультфильмов и книг, где размыты
понятия добра и зла – именно сказка может раскрыть ребенку мир
нравственной красоты. Проникнувшись этой темой, ребенок на уроках ИЗО
будет стремиться пополнить свои знания новыми средствами и способами
изобразительной деятельности, то есть появится желание научиться.
Цель данной работы: выявить эффективные педагогические условия и пути
формирования интереса у младших школьников к урокам изобразительного
искусства.
Задачи:
Выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие
формирования интереса на уроках ИЗО. Проследить роль различных видов
заданий при формировании познавательных интересов младших школьников
на уроке ИЗО через сказку. Развивать фантазию, без которой творчество
невозможно.
Актуальность данной темы в том, что развитие интереса у ребенка на уроках
изобразительного искусства способствует стремлению пополнить свои
знания новыми средствами и способами изобразительной деятельности, то
есть появляется желание им научиться.
Методические разработки
по данной теме
Не удивительно, что у учащихся младших классов сказка вызывает
большой интерес. Знакомство со сказкой начинается в раннем возрасте.
Сказка захватывает, заставляет следить за сюжетом. Тут и первое знакомство
с добром и злом , развитие фантазии, сопереживание героям. Сразу среди
детей можно узнать ребенка, которому родители читают сказки.
Воображение его развито. Ему понятны законы сказочного мира. Ребенок
смело фантазирует в своей работе. В начальной школе интерес к сказке
вызывает активность, желание творчески себя реализовать. И поэтому легко
решать любые учебные практические вопросы, изучать и закреплять навыки,
которые необходимо иметь, занимаясь рисованием.
Теплые и холодные тона, компоновка в листе, передача настроения,
характера героя. Всему этому постепенно учатся дети.
В любой сказке появляется борьба добра и зла, решаются нравственные
проблемы. Сказка – большое поле для формирования личностных качеств.
Жестокость и доброта, смелость и трусость. Смелые поступки героев
привлекают детей.
Тут очень важно поддерживать и развивать интерес учеников к этой теме.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более
полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь,
познавательный интерес становится основой положительного отношения к
учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он
сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника
совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость
от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на
процесс и результат деятельности, но и на протекание психических
процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под
влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и
направленность.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов
учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием
познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает
более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации
деятельности учащихся и систематической и целенаправленной
воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой
личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Классическая педагогика прошлого утверждала «Смертельный грех
учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он
доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с
охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной
деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только
трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения
необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять
познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как
стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения,
повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и
на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией
ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В
интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие
организации, протеканию и завершению деятельности. Иначе говоря, цель в
том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он
испытывал удовольствие от самого учения. И тут как раз очень актуальна
тема сказки.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив
деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и
прежде всего в учении. Но как сформировать этот интерес? Каковы же пути
осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный
материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их
воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания,
его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть
вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Поэтому
сказочный мир с его героями, которые стремятся к приключениям,
преодолевают трудности, встречаются с волшебниками, привлекает детей.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может
поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность
невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.
Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным,
должен быть лишь отчасти нов. А отчасти знаком. Новое и неожиданное
всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить
школьников умению в знакомом видеть новое. Постепенное изучение
сказочной тематики на уроках ИЗО, которое вводит ученика в мир сказки,
помогает ему, используя имеющиеся знания и навыки, легко продолжить шаг
за шагом изучение этого материала. Ученик идет по сказочной стране
узнавая новое и закрепляя полученные до этого знания. А имеющиеся знания
помогают разнообразить самостоятельную работу учащихся. Ведь путь к
формированию интереса лежит прежде всего через разнообразную
самостоятельную работу детей.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы
младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным
отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании
знаний. Все это позволяет говорить о широте интересов младших
школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от
учителя. В то же время практические действия, развивающие кругозор,
побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира.
Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы
изменения. Интерес младших школьников чаще всего обращен не столько к
процессу учения, сколько к его практическим результата ( сделал, решил,
сумел ). Вот почему приближение цели деятельности к его результату
составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес.
Поэтому первые сказочные темы не должны быть длительными по времени.
Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело
направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщенными
способами, позволяющими решать более сложные задачи учения,
обогащающие интерес учащихся. Опираясь на огромный опыт прошлого, на
специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить
об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и
укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших
школьников. Главной почвой для развития познавательных сил и
возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного
интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации
активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного
напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных
позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение,
встать на определенную точку зрения. Второе условие, обеспечивающее
формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том,
чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются
видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества
запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и
усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьников.
Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление
познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и
оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы
постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если
операционная сторона учения остается постоянной. В ней обязательно нужно
поступательное движение. В этом постоянном усложнении учебного труда, в
овладении все более сложными и более совершенными умениями,
позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть
развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы,
интерес и стремление школьника. И очень важна эмоциональная атмосфера
обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Именно
благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в
общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения,
формирование познавательных интересов и личности ученика.
Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание
эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство
обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно
лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, говорить,
воспитывать и вдохновлять. Уроки изобразительного искусства должны быть
нацелены на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, о себе,
о людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре
народов других стран. Искусство не может воспитать человека
равнодушного.
На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить
о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к
природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е.
формировать внутренний мир детей средствами искусства. И как раз мир
сказочных героев, их поступки помогают детям разобраться в этом. А
возможности изобразительного искусства в этом плане очень широки. Ведь
формой и цветом можно выразить столько переживаний и эмоций! На уроках
искусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их
наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от
предыдущих поколений. А что бы это произошло, нужно сформировать
устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к пониманию
искусства. Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся
значимым, как подтолкнуть детей к осознанию того, что урок
изобразительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не
менее почетное место в ряду других школьных предметов?
Творческие задания носят открытый характер, и подчас, не имеют
правильного ответа. Ответов столько же, сколько детей. Роль учителя здесь
состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но
и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить
нестандартную работу, и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству.
Педагог в любой творческой деятельности должен поощрять инициативу
детей, обогащать арсенал способов самовыражения, поддерживать
первоначальную активность. Если ребенок ищет сочетания цветов,
выражающие определенные чувства или выбирает материалы для работы,
чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно
художественно-творческую задачу. Для стимулирования ребенка к
творчеству нужно поощрять детей использовать наибольшее количество
красок. Именно цвет является благодатным материалом, экспериментируя с
которым, ребенок развивает художественное восприятие мира. Задания на
сказочные темы подталкивают ученика к новым открытиям. Он с большим
интересом открывает новое сочетание цветов, смешивает и подбирает
различные оттенки.
Знакомство с различными художественными материалами, работа с ними
рождает у ребенка чувство, что он творец и способен в создании конкретных
предметов выражать свое отношение к миру. Использование элементов
творческой игры учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной
замысел. Большое значение имеют наглядные пособия. Показанные в нужное
время, а затем убранные - они могут направить мысль ребенка. Не каждый
ученик сазу способен создать интересное творческое решение. И наглядность
помогает ему. Необходимо устраивать выставки детских рисунков. Учащиеся
с нетерпением ждут их. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с
каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою
работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Все
вышеизложенное ведет к тому, что у детей начинает активно складываться
важнейшее новообразование учебной деятельности – учебная мотивация, т.е.
формируется устойчивый интерес к предмету. И именно сказочная тематика
будет тем толчком, той ступенькой, которая раскроет для ребенка чудо
творчества.
Выстраивая последовательность от простого к сложному, мы постепенно
шаг за шагом вводим ребенка в мир сказки. В программе такая
последовательность существует и можно интересно раскрыть ее.
Знакомство со сказкой можно начать с изображения природы. Реальность
и фантазия. Как изобразить в сказке небо. Природа в сказке является
полноправным героем. Радость, веселье хорошо можно выразить в
изображении неба. Небо солнечное, ясное. Но состояние природы меняется,
и небо становится грозным. Покрывается тучами, темнеет (рис. 1-2)
(рис. 1-2)
Это может быть и в сказке Чуковского « Украденное солнце» и у Пушкина в
« Сказке о рыбаке и рыбке».
Далее обращаем внимание на изображение моря в сказке. Спокойное и
бурлящее (рис. 3-4)
(рис. 3-4)
И небо, и море в сказках живые и их настроение можно передать в рисунке и
цвете. И тут же знакомим учащихся с различными техниками. Акварель и
восковые мелки. Гуашь.
Затем, что бы создать сказочную атмосферу, нужно научиться рисовать
сказочные деревья. Доброе дерево и злое, страшное. Какое значение имеет
здесь цвет! Оттенки теплые и холодные. Дерево живое. Оно помогает героям
сказки или наоборот не пропускает их, цепляется ветками, вредит и пугает
(рис.5-6)
(рис.5-6)
Далее сказочный лес. Как часто герои сказок отправляются в лес собирать
грибы и ягоды. Лес добрый и веселый. А если герои заблудились и настала
ночь, лес становится страшным и опасным. ( приложение 7-8)
(рис. 7-8)
Затем обращаем внимания на сказочные жилища. Дом или дворец доброго
волшебника и злого. Можно придумать сказку о том, кто живет в этом доме.
(рис. 9-10)
( рис. 9-10)
Ведь нужно подумать и о героях сказок. Например - изображение птиц.
Они часто встречаются во многих сказках. Иногда птицы в сказках добрые, а
иногда - нет. Царевна-Лебедь и злой коршун – волшебник, Жар-птица.
( рис. 11-13)
( рис. 11-13)
Да и образ колдуньи Бабы Яги может быть и страшным и смешным.
(рис.14-15 ).
(рис.14-15 ).
А какая разница между Снежной королевой и Снегурочкой!
(рис. 16-17).
(рис. 16-17).
Царевна и злая царица из сказки Пушкина. Обе красивые. Но у одной
красота добрая а у другой злая.
(рис.18-19).
(рис. 18-19).
Детские рисунки, помещенные далее, являются результатом, в котором
все предыдущие уроки обобщаются. И знания, полученные на них, находят
выход в самостоятельных работах учащихся.
И тут большое значение имеют различные техник Гуашь или восковые
мелки с акварелью. Можно поиграть с учащимися в сказочную страну,
населенную знакомыми, а может и новыми героями. Добрыми и злыми.
Учащиеся в этих заданиях как раз и обнаружит разницу в характерах
героев.
Во время этих уроков крепнет познавательный интерес учащихся. Они
учатся работать с книгой, внимательно читая текст, что бы точнее изобразить
иллюстрацию на тему. В игровой форме ребята быстро получают первые
навыки цветоведения, три основных цвета из которых волшебным образом
можно получить все цвета. И впоследствии, когда ребята начинают работать
над иллюстрацией, они используют эту систему полученных знаний в своих
работах. Работа над рисунком должна воодушевлять ребенка, что бы он
продолжал творить. У учащихся накапливаются знания, которые они
применяют в своих работах. Они используют большое количество красок, не
бояться смешивать цвета, подбирают гармоничные сочетания. Именно цвет
является благодатным материалом, экспериментируя с которым, ребенок
развивает художественное восприятие мира. Он с большим интересом
открывает новое сочетание цветов, смешивает и подбирает различные
оттенки.
Иллюстрация к сказке – это самая творческая тема для учащихся. Главный
стимул творчества – огромная радость. И радость эту будит фантазия,
чувство тайны. А что еще может быть важнее, если ребенок с радостью идет
на урок.
Список литературы по теме
1 Полунина В.Н. « Искусство и дети» М.; 1982г.
2 Полуянов Ю. А. « Дети рисуют» М.; 1982г.
3 Чухман Е. К. « Роль искусства в развитии способностей школьников» М,;
1985г.
4 Некрасова-Каратеева О.Л. « Мир сказки» М. Высшая школа 20071г.
5 Мухина В.С. « Таинство детства» М.;1997г.
6 Кряжева Л. « Развитие эмоционального мира детей» Ярославль 1997г.