Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Сагалевич Алина Валерьенва 
Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг
и множество других музыкальных хитростей – все это такой подвиг
для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко»,
что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру
П.И. Чайковский

Н. А. Римского-Корсакова по праву можно назвать великим музыкальным сказочником. Никто из русских композиторов не уделил в своем творчестве столько внимания сказке. «Шехеразада» и «Антар», «Сад»о".  Восемь опер из пятнадцати – сказочные, и каждая по-своему неповторима и оригинальна. Весенняя сказка «Снегурочка», зимняя колядка «Ночь перед Рождеством», былина «Садко», легенда «Сказание о невидимом граде Китеже», опера-лубок «Сказка о царе Салтане», сказка-сатира «Золотой петушок», осенняя сказка «Кащей Бессмертный», опера-балет «Млада».
-           Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, нужны фантазия и воображение. В отличие от других видов искусства музыка не обладает той степенью конкретности, которая свойственна, например, литературе или живописи. Когда писатель и художник в своих произведениях создают образ моря, то читатель и зритель представляют довольно конкретное изображение картины природы. В музыке, особенно инструментальной (в вокальной, как правило, есть текст), образы всегда обобщены, и восприятие музыки многозначно. Оно требует довольно развитого воображения, умения звуковые ассоциации переводить в зрительные, словесные. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Душой русского народа всегда были сказка и песня. В сказке наш народ высказывал светлую мечту о лучшей жизни, о торжестве правды и победе добра над злом, над несправедливостью.
Н.А.Римский-Корсаков всегда был верен своим жизненным идеалам, от которых не отступал ни на миг. Среди композиторов «Могучей кучки» он был самым плодовитым композитором. Н.А.Римский-Корсаков вошел в музыкальную историю как великий композитор, создавший 15 опер («Псковитянка», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже» и другие), симфонические сюиты («Шехерезада», «Антар», «Испанское каприччио»), симфонические картины, симфонии, симфонические увертюры, Концерт для фортепиано с оркестром, 80 романсов, Сборники русских народных песен (100 русских народных песен, 40 русских народных песен), хоры.
Н.А.Римский-Корсаков – талантливый дирижер, педагог. Для студентов написал Учебник гармонии, Учебник оркестровки, многочисленные статьи в музыкальные журналы. Он также является автором воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни».
Такой плодовитой творческой деятельности способствовала размеренная, спокойная семейная жизнь дворянина. Всю жизнь он не знал материальных тягот, не нуждался в деньгах, мог думать только о замыслах своих новых произведений, о творческих задумках.
Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова занимает особое место. В каждом новом произведении сказка звучит по-своему, совсем по-новому. Композитор особенно любил сказки А.С.Пушкина.
            В 1899 году композитор создает чудесную оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет одноименной сказки Пушкина. Уже в этой опере сказочный юмор перерастает в тонкую и едкую сатиру на окружающую действительность. Эта сатира только начнет развиваться в опере «Сказка о царе Салтане» и расцветет в последующих операх «Золотой петушок» и «Кащей бессмертный», где она станет особо острой и беспощадной на русскую действительность (революция 1905 – 1907гг.).
Сюжет оперы развертывается на протяжении большого введения и 6 картин (4 действия).
Введение: Светлица трех сестер, царь берет в жены младшую из сестер.
1 действие: В Тмутаракань прибывает гонец к царю с доносом на молодую царицу.
2 действие: Жизнь царицы и молодого царевича на острове Буяне. Превращение царевича в шмеля.
3 действие: Царь Салтан узнает от иностранных гостей о таинственном острове среди океана, о трех чудесах.
4 действие: Царь Салтан приезжает на таинственный остров Буян.
В самой опере, как и положено сказке, много выразительных и изобразительных картин. Особо отличается живописная картина под названием «Три чуда». Это большая развернутая картина, подобно целой увертюре, рассказывает обо всех событиях последних лет. В ней флейта-пиккало «высвистывает» мелодию белки «Во саду ли, в огороде». Римский-Корсаков взял подлинную русскую народную песню без сокращений и изменений. Этот факт говорит о том, как композитор особо ценил то, что было тесно связано с народным творчеством.
Фанфары возвещают о втором чуде. На фоне грозного нарастающего рокота басового мотива возникает тяжелая громогласная тема шествия 33 богатырей, появляющихся из пучины морских вод во главе с дядькой Черномором. Здесь композитор вводит торжественный марш, который довольно редко звучит в операх-сказках. После европейской музыки (Бизе «Кармен») русские композиторы середины и конца 19 века стали смело вводить марш в оперу (Глинка «Руслан и Людмила» - Марш Черномора, Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» - Марш 33 богатырей, Бородин «Князь Игорь» - Половецкий марш) Очень тихо, мягко, издалека появляется тема Лебеди. Красивейшая мелодия с изломами, взлетами и ниспаданиями рисует волшебное превращение белой Лебеди в прекрасную Царевну
Но, оказывается, самое главное чудо ожидает царя Салтана в развязке оперы, когда он узнает в царице свою молодую жену, оставленную им в далекие годы с маленьким сыном на руках и оговоренную завистливыми сестрами на страдание.
В опере много музыкальных картин, рисующих картины живой русской природы, так горячо любимой композитором. Это светлая музыка плещущегося моря (Вступление к 3 действию), это музыка рассвета с проступающими очертаниями сказочного города (2 действие). В опере много звукоизобразительности. Среди них особо выделяется «Полет шмеля». Музыка этого номера просто врывается в развитие драматического действия оперы. Этот номер стал до такой степени популярным, что стал исполняться как отдельный концертный номер.
Большинство действующих лиц в опере поданы в юмористическом плане. Это царь Салтан с его игрушечной воинственностью и скорбью о безвинно погубленной им молодой царице с малолетним сыном. Это бесхитростный царевич Гвидон, превратившийся в шмеля, чтобы увидеть своего отца, и по-детски наказавшего обидчиков своей матери. Это сестры молодой царицы, строившие ей козни.
Выделяется образ самой царицы: незлобивый, лиричный, тихий. В музыкальной характеристике образа много интонаций русских народных песен. Римский-Корсаков подчеркивает «народность» этого образа, вводя мелодии подлинных русских народных песен или отдельные их интонации. Он как будто «вышел» из глубины веков народной жизни, рисуя безропотное подчинение молодых женщин на Руси, прощение содеянному злу. Молодая царица, царевна-Лебедь – излюбленные, обаятельные, волшебные женские образы, выведенные композитором с большой любовью.
Уже сразу после первой премьеры опера полюбилась. Было приятно композитору, что многие музыкальные номера стали исполняться отдельно от оперы.
В историю развития русской музыки Н.А.Римский-Корсаков вошел как композитор, создавший сказку, древний обряд через народный русский фольклор; как композитор, смело вводивший в оперу инструментальные картины быта русского народа. Он смело опирался на народные мотивы, придававшие его произведениям своеобразный народный колорит.
Во всем многообразном творчестве композитора развивается главная тема – тема Родины, тема народа. Для личности самого композитора было присуще чувство гражданской ответственности, понимание высокой миссии своего искусства. Отсюда вытекают большие этические проблемы его творчества, воспевающие могущество Родины, силу, мужество и талантливость народа, нравственную красоту главных героев произведений, торжество добра над злом, силу любви.
Римский- Корсаков – один из самых поэтичных, светлых художников, воспевших красоту жизни и мира, утверждающий незыблемость прекрасного. Его музыка отличается тонкой выразительностью мелодий, нередко напоминающих неродные (подчас композитор вводит подлинные народные напевы). Разнообразен гармонический язык, то близкий к народному складу, то эмоционально-насыщенный, с использованием европейских романтических гармоний, то красочный, колористический, как средство музыкальной звукозаписи. Необычайно свеж и живописен оркестр.
            «Рассказать» сказку в музыке непросто. Композитору необходимо найти те интонации, ритмы, гармонии, оркестровые краски, которые бы вызвали у слушателей, представление именно о сказочных образах, заставили бы «увидеть» все сказочные небылицы, превращения, чудеса. Пожалуй, никто из композиторов не может сравниться в этом с Н. А. Римским-Корсаковым. Он сумел передать в своей музыке не только мудрость и глубину содержания сказки, но и ту особую сказочную, поэтичную атмосферу. Яркость, образная конкретность музыки Римского-Корсакова поможет развитию музыкального воображения у детей, развитию восприятия музыки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»