Хоровое пение на уроках в общеобразовательной школе
Андриянова Екатерина Александровна,
учитель музыки, педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Это неотъемлемая часть культуры, формирующая духовный, творческий потенциал общества. К тому же это наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию. Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и “проживания” ими разнообразных эмоциональных состояний. Большое внимание учитель должен обращать и на формы пластического интонирования, - как одну из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения решает очень многое, ибо эти движения могут настолько “заразить” детей эмоциями, что отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки. Все этапы вокально-хорового процесса (распевание, разучивание и исполнение вокально-хоровой музыки) – игра, организованная посредством музыки, пения и пластики. Она интересна всем детям, но особо незаменима в младшем школьном возрасте. Учитель создает такую атмосферу в классе, при которой дети сами заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, они хотят участвовать в этом музыкальном театре. Пантомима приходит педагогу на помощь там, где требуется кропотливая работа по формированию вокально-хоровых навыков, ярко, образно, понятно для детского сознания объясняет задачу и подсказывает пути ее решения. И «техническая» работа проходит увлекательно и вдохновенно.учитель музыки, педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей 265 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Цель хорового пения на уроках музыки - развитие у детей 7-15 лет способностей к коллективному созданию музыкальноисполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение. 1 год – приоритетной задачей является ознакомительная и развивающая направленность обучения - укрепить интерес к преодолению посильных трудностей. Я, как педагог, стремлюсь, чтобы дети убедились на практике, что достижение исполнительских навыков приводит к более яркому художественному исполнению. 2 год - обучающая направленность образовательного процесса означает на деле освоение основ «исполнительского ремесла», тех базовых навыков, которые создают хоровой коллектив. 3-7 год - воспитывающая направленность обучения означает, что продукты своего труда мы делаем достоянием слушателей, принося своей деятельностью социально-значимый эффект.
Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:
Здоровье. В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано. Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.
Само актуализация. Формируются мета потребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность. Таким образом, обучение детей пению, приобщение к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.