Инструменты симфонического оркестра
в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Воропаева Юлия Владимировна
Тип урока: частичное повторение материала и изучение нового.Педагогические технологии - Технологии диалогового взаимодействия, игровые технологии
Цель урока: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:
- научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки;
- развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух;
- формировать словарный запас учащихся, определяя музыкальный характер персонажей сказки;
- воспитывать культуру слушания симфонической музыки
- ПК;
- презентация урока;
- словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
- практический метод (слушание фрагментов симфонической сказки).
Ход урока
- Организационный момент. (5 минут)
-Здравствуйте, ребята.,Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения с музыкой и друг с другом.
Обратите внимание! На ваших столах лежат подписанные листочки. Это листочки-самооценки. Сейчас они нам понадобятся. Я буду задавать вопрос и предлагать варианты ответов. Какой вариант ответа вам покажется верным, ту цифру и записывайте в листок.
-Какое музыкальное произведение только что для вас прозвучало?
1. «Марш Черномора»
2. марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
-Музыкальное произведение «Руслан и Людмила»
1.балет?
2.опера?
- Опера –это
1. музыкальный спектакль, в котором артисты поют под сопровождение оркестра.
2. музыкальное произведение, в котором артисты танцуют
-В опере могут быть танцевальные сцены, номера?
1. нет
2.да
-Хорошо! Отложим листочки на время.
Учитель: Отлично! А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай голос».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют два раза.
Учитель: Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?
Примерные ответы учащихся: по голосу.
Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Учитель: Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр - окраска звука. Свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. Возьмите свои листочки и слушайте внимательно вопрос.
- В опере голоса делятся:
1. на женские
2.на мужские
3. на женские и мужские
- Сопрано это:
1.высокий женский голос
2. высокий мужской голос
-Самый низкий мужской голос:
1. баритон
2. бас
Альт –это:
1.женский голос
2.мужской голос
Учитель: Свой определенный тембр есть у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
- Новая тема (20 минут + 15 минут)
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.(Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны
- Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
- Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 1).
С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.(слайд 3)
Он хотел, чтобы дети учились слушать симфоническую музыку и различать тембры инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свою мелодию, музыкальную тему, исполняемую на каком-либо музыкальном инструменте.(слайд4)
В тетрадях вы будете записывать героя и напротив инструмент, который его изображает.
Учитель: (Слайд 5)
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. Отважный Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша.( слушание темы) А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
Давайте движениями изобразим характер Пети? (дети импровизируют движения)
Каким изобразила его музыка, подберите слова?
Примерные ответы учащихся:
- Веселым, озорным, радостным.
- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.
- Хорошо! На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. (Слайд 6). Слушание темы.
- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Примерные ответы детей:
- Веселое, радостное.
- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.
- Хорошо!
- Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Учитель: Но вдруг появляется кошка. (слайд 8)
Она хочет схватить птичку. Но у неё ничего не выходит. Мелодию кошки исполняет кларнет из группы деревянно-духовых.(слушание темы). Какую музыку вы услышали?
Примерные ответы детей:
- Музыка мягкая, осторожная. Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
- Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9)
Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. (Слушание темы.)
- Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!
- Вскоре действительно появляется Волк! (Слайд 10). Его мелодическую тему исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.
Примерные ответы детей:
-Музыка страшная, хмурая, изображает Волка опасным хищником.
- Это злой Волк!
-Слышно как он воет.
- Совершенно верно! Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает. Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже. И наконец, из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком (Слайд 11).
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
- Ударные инструменты!
- Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.
Сказка закончилась. Правда, не для всех героев счастливо. А кто пострадал из положительных героев?
Примерные ответы детей:
- Утка
Хорошо! Мы немного отдохнём. А потом подведём итоги.
Физкультминутка «Вместе весело шагать»
(учитель за инструментом)
- Итог урока (4 минуты)
(слайды 12, 13) И проверим ваши ответы викторины.
Молодцы! А теперь кому понравилась:
- тема Пети, тот промарширует
- тема птички – поиграет на флейточке
- тема утки – прокрякает.
- тема кошки –помяукает.
- тема дедушки – покашляет.
- тема волка – повоет на луну.
- тема охотников – прохлопает.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
- Домашнее задание (1 минут)
Список использованной литературы:
- З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 – 224 с.
[1] http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_music/9440-plan-konspekt-uroka-na-temu-sredstva-muzykalnoj.html