Развитие креативности младших школьников
на уроках музыки в современной школе
Щурова Ирина Михайловна,
учитель музыки ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
учитель музыки ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Способность творчества есть великий дар природы;
акт творчества в душе творящей есть великое таинство;
минута творчества есть минута великого священнодействия.»
В. Белинский
Я учитель! И я учу детей Музыке! Учу видеть прекрасное, быть добрыми и честными.акт творчества в душе творящей есть великое таинство;
минута творчества есть минута великого священнодействия.»
В. Белинский
Ребенок - это целый мир, нужно сделать так, чтобы он был разнообразней, красочней и богаче!
Моя работа прежде всего творческая. Я постоянно ввожу что-то новое, интересное, необычное. Чтобы уроки были яркие, запоминающиеся! А я – «артист, художник, горячо влюбленный в свое дело…»
В процессе всестороннего развития личности, музыке принадлежит ответственная роль. Жизнь без музыки не формирует и не воспитывает человека целостно, всесторонне и гармонично развитого.
Предметы эстетического цикла и особенно музыка, способны раскрыть творческие возможности младшего школьника более ярко, так как целый ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, присутствие и т.д. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его креативно мыслить, научить стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.
Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка перед школьниками предстает как отражение, художественное произведение.
Нужно обязательно помнить, что ребёнок творит себя сам, а мы, педагоги, должны умело направлять его.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.
Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Я работаю с обучающимися начальной школы. Специфика уроков музыки у младших школьников связана, также, с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, с уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.
Младший школьный возраст – стадия способности к интеллектуальному творчеству, где креативность формируется как личностное качество.
Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства.
Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок?
Основной целью на уроках музыки я считаю развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости и художественно-образного мышления обучающихся. Хотелось бы, чтобы дети развивали не только свое слуховое восприятие, но и учили бы работать свою душу: стали бы более чуткими, восприимчивыми.
В наше время дети не любят (и не имеют возможности) посещать театры, концерты классической музыки, музеи, выставки. И не только подростки, но и взрослые считают, что музыка предназначена лишь для развлечения. Для понимания любой музыки (народной, классической, эстрадной) нужна работа души. Где сердце не затронуто, не может быть музыки. Важно научиться понимать, эстетически оценивать и эмоционально переживать произведения искусства.
С первых шагов в музыке дети привыкают к тому, что думать музыкой- удивительное свойство человека. Мы можем увидеть, что в душе ребенка таятся огромные возможности для творчества, креативного мышления. Ребенок живет в мире игр, и отказаться от нее противоестественно, поскольку детей очень развита фантазия, и, переставая играть, он перестает фантазировать. А музыка создает свой мир, отличный от реальности, влияет на креативность как одну из форм мышления.
Много внимания на уроках я уделяю видам деятельности, развивающим творческую жилку в ребенке.
На уроках использую основные виды музыкальной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся. (на слайде)
Для развития креативности обучающихся, на уроках я предлагаю ряд творческих заданий. Именно они тренируют и развивают память, мышление, воображение, наблюдательность, интуицию.
Творчество - это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.
Творческое задание на развитие воображения «Волшебники».
Используется для развития чувств на базе воображения. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста. В качестве музыкального материала может быть использована музыка к балету «Спящая красавица». После прослушивания и музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс, детям предлагаются шаблоны «волшебниц». После того как они в тетради сделают два совершенно одинаковых контура, им дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебницу, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников.
“Перевод музыки на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения, “перевести” его на язык красок или движения. Также, ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
«Пойми образ»
Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями различной тематики для каждого (в данном случае используются стихи).
Звучит музыка. По окончании прослушивания, учащимся предлагается вскрыть конверты и прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу прозвучавшему музыкальному произведению.
«Сочинение и импровизация» - это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Ребята пробуют исполнить песню имея только слова, они становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.
Очень много внимания на уроках я уделяю игре. Игра – путь к познанию ребёнком самого себя.
В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться.
«Музыкальный поезд»
Игру можно проводить при изучении темы «Ритм». Учитель - машинист. Один из учеников - помощник машиниста. 3 ряда- 3 вагончика.
Помощник хлопает ритм, «вагончики» за ним повторяют. Учитель-машинист контролирует обстановку. Ритмически рисунки изображены на доске. Ребята должны уметь хорошо выстукивать этот простейший ритм. Умея это делать, они смогут прохлопать более трудный ритм. Выигрывает вагончик - ряд, который допустит меньше ошибок.
Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
«Счастливый случай»,
«Что? Где? Когда?»,
«Угадай мелодию»,
«Своя игра»
«В мире музыкальных инструментов»
Эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Кроссворды.
Задания данного типа помогают вести работу по изучению музыкальной терминологии.
Учащиеся очень любят работать с музыкальными терминами в занимательной форме, разгадывая ребусы, кроссворды, чайнворды и т.п. Возможны следующие варианты:
Самостоятельное составление кроссворд только из фамилий композиторов, или названий инструментов, или названий музыкальных жанров и т.д.
Составление кроссвордов необычной формы, связанной с музыкой (в форме балалайки, барабана, лиры, гитары...)
Готовая форма кроссворда с заранее известным ключевым словом. Ученики должны придумать вопросы.
Составленным кроссвордом можно обменяться с учащимися другого класса (соревновательный элемент).
«Динамические оттенки» . При изучении динамических оттенков, используются цветные карточки со знаками оттенков и демонстрируются во время чтения сказки, дети называют их и запоминают.
1.Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них красивее и почему?
2.3апомните: динамические оттенки — это своеобразные музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.
f - форте-громко
mf - - меццо — форте — умеренно (не очень) громко
р — пиано— тихо
sf - - сфорцандо — внезапно громко
Рассказывается сказка про кота, по ходу чтения сказки показываются цветные карточки, и дети называют динамические оттенки, соответствующие этому цвету.
Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.
Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил,
Да mf на печке храпел, Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон, вот такой
Будто затеял с мышами он бой.
f Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши р взмолились: —Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут mf воскликнул кот: «Брысь!»
И в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши р вышли из норки,
F хрустя, съели хлебные корки,
Потом mf смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, sf чихнул,
К стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера над ним потешались.
Большое значение придаю и развитию ассоциативного мышления. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: Урок — дискуссия, урок — состязание, урок - музыкальная викторина, урок — защита, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей.
Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников и, прежде всего, развитие музыкально-образного видения мира. Так, музыкальное творчество детей младшего школьного возраста на уроке реализуется в пении простых мотивов, сочинения мелодий на предложенный текст, показа ритмического сопровождения, вступления, в оценочных суждениях об услышанной музыке и т.д. подготовка младших школьников к музыкальному творчеству предполагает овладение способом творческих действий. На уроках музыки учитель предлагает творческие задания в форме игры. Причем впоследствии дети сами ведут игру.
Современная музыкальная педагогика ставит задачу развития в человеке богатства творческих сил и художественных способностей в вопросах музыкально – эстетического воспитания.
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре, в творчестве и слушании музыки.
Я стараюсь научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.
Творчество я стараюсь формировать и развивать на каждом уроке, используя для этого самые разнообразные виды музыкальной деятельности.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю.” (Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях и в др.
Анализируя и сравнивая знания и практические умения учащихся, наблюдаю значительный рост развития творческих способностей детей. Они эмоционально выражают музыку при слушании и пении, понимают средства музыкальной выразительности и изобразительности, имеют представления о простых и сложных музыкальных жанрах. Школьники имеют представления об особенностях русской музыки и музыки других народов мира, владеют навыками анализа музыки, владеют элементами музыкальной грамоты, простейшими навыками игры на элементарных музыкальных инструментах.
В нашей школе проводится множество тематических мероприятий. Благодаря росту музыкального и творческого развития детей, хоровой коллектив начальной школы является постоянным участником всех концертов. При подготовке к данным мероприятиям дети проявляют свои творческие способности. В репертуар входят детские песни разной направленности. Это песни и о России, о природе, о школе, об учителях, о маме, также песни гражданско-патриотической, военно-патриотической направленности и множество других.
Свои творческие достижения по предмету дети с удовольствием демонстрируют на вокальных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх и получают заслуженные награды.
Пусть ребенок, возможно, и не станет в будущем музыкантом, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит его духовный мир, позволит раскрыться его личности.
Я хочу, чтобы каждый ребёнок на моих уроках, осознал свою значимость, почувствовал радость творчества.
Ведь каждый из них, маленький или большой, робкий или озорной, мечтательный или весёлый, сам – целая вселенная. Многогранная, загадочная, непредсказуемая! И мне ещё постигать и постигать эти необъятные просторы детских душ!
Я верю, что все дети звездные!
Только одна звездочка горит ярче, другая стесняется раскрыться, поэтому ее надо приободрить, похвалить! Найти в каждом ребенке искорку таланта.
Я верю, что любовь к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту приведут к успешности ребенка!
Я верю, что где-то, в самом сокровенном уголке сердца маленького человека имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.
Дети наши – чуткий инструмент:
Ты сфальшивишь – и не отзовутся…
Так умрет мелодия. В момент
Пониманья струны оборвутся!
Педагогика - игра на струнах душ
В сольном исполнении, в оркестре…
Звучит сюита или туш?
Исполняй же музыку, маэстро!