Работа над песней
Миленькая Людмила Яковлевна
Песенный материал должен отвечать следующим требованиям:
- доступность;
- художественность;
- педагогическая целесообразность.
Принципы работы над песней:
1. Связь художественной и технической работы.
2. Развитие певческих навыков.
3. Поддержание интереса к песне, в процессе всего разучивания.
Учитель должен заранее выявить трудности в песне, продумать пути их преодоления и грамотно составить план работы.
Этапы разучивания песни:
1. Вступительное слово. Его функции:
- помогает вызвать интерес к песне;
- создает эмоциональный настрой;
- активизирует воображение.
Вступеительное слово должно быть кратким и эмоциональным. В нем не может быть рассказа о содержании. Название песни говорится лишь в самом конце вступительного слова.
2. Показ, исполнение. Показывать песню следует целиком. Исполнение должно быть выразительным и целенаправленным. Если куплетов в песне много, то некоторые можно убрать, но только не искажая при этом содержание. Исполнять следует те куплеты, которые будут петь дети. Песню можно дать послушать в записи.
3. Беседа, краткий анализ. Ее цель: углубить понимание песни. В беседе задаются вопросы по содержанию песни, а затем: по связи содержания и музыки.
4 Разучивание. Песня разучивается по фразам. Учитель выразительно читает слова первой фразы. Если есть непонятные слова, то следует объяснить их и прочитать фразу еще раз.
Учитель пропевает фразу, стоя и проигрывая игру на фортепиано. Как правило, фраза показывается два раза, обратив внимание на какие-то особенности.
Перед началом пения следует напомнить о посадке, а затем выстроить первый звук, с помощью дирижерского жеста.
Жест учителя должен быть комбинированным, с элементами высотного. Одной рукой проигрывается мелодия. Исполнение должно быть чуть сдержаннее, чтобы отработать заранее отмеченные трудные места в песне. Следует обратить внимание на интонацию, дикцию, движение во фразе.
Нужно чередовать коллективную и групповую работу для впевания фразы (просить петь по колонкам, отдельно некоторых учеников). Также можно использовать прием "Эхо" (учитель поет, дети повторяют).
Вторая фраза разучивается в точности, как первая (с показом и анализированием).
Две фразы соединяются. Необходимо отработать важный момент - переход между первой и второй фразой.
Третья и четвертая фраза разучиваются аналогично первой и второй. Затем все фразы соединяются.
Первый куплет пропевается без аккомпанемента. Следует напомнить о характере произведения. Затем песня исполняется с сопровождением фортепиано.
Песня разучивается в течение трех уроков. На втором уроке закрепляется первый куплет и разучивается следующий. Третий урок - выразительное исполнение песни целиком.