Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

  Урок технологии в 4 классе

(УМК Школа России  Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

Полезные ископаемые

Титова Татьяна Евгеньевна

Тема изучения

Полезные ископаемые 

Цели

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять

- интерес к изуче- нию  темы;

- бережное отно-

 шение к природ-

ным богатствам;

- ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

вой деятельности;

-желание офор-

мить суждение о человеческих ценностях;

-понимание успешности при освоении темы.

Познавательные:

- раскрыть значение понятийбуровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

- определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

- определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

- определять материалы для изготовления изделия

- использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

- соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

- адекватно представлять результат собственной деятельности.

Определять:

-месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-

зуя условный знак;

- этапы операции по добыче нефти;

Выполнять:

- модель буровой вышки.

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Полезные ископаемые»

Русский язык

Тема «Синонимы»

Информационный материал

Учебник «Технология»

Демонстрационный материал

Образцы изделий из нефти.

Плакаты:

- карта России;

- образцы изделий нефти.

Интерактивный материал

Презентация «Полезные ископаемые».

 

 

Фронтальная;

индивидуальная;

парная;

групповая.

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Ситуативное задание

               Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

 

 - Кто из них прав?

- Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

- Подберите синонимы к слову ценность.

 (богатство, сокровища)

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео

2 этап Учебно – познавательная деятельность

- Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

- Где находятся эти богатства?

- Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

 

- Что мы называем полезными ископаемыми?

 

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

 

Загадка.

- Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

 

Сообщения  учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

 

  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

 

  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

 

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

 

Задание 1.

- Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

- Найдите на карте  России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

- Кто приходит на смену геологам? (буровики)

- Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти.  Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

 

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и  транспортировке нефти на них изображены?

 

Задание 3.

-Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

 

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

 

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

 

Задание 6.

-Рассмотрите  модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите  эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

 

Задание 7.

- Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

 

Задание 8.

-  Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

       

Диагностика качества освоения темы

 

  1. Допиши предложения:

Чёрное золото – это ……………………………………………. .

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на  карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

   Шахтёр   геолог   буровик    фармацевт   

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

…  Бурение скважин;

…  Поиск нефтяных месторождений;

…  транспортировка нефти по трубопроводам;

… подготовка месторождений к разработкам.

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта России

 

 

 

Опорные слова

Презентация

 

 

Таблица

 

 

 

 

Рисунок конструкции буровой вышки

 

 

 

 

Материалы

 

 

 

 

 

Модель буровой вышки

 

 

Рисунки с планом работы

3 этап Интеллектуально – преобразовательная деятельность

- Только ли в России находятся месторождения нефти?

Обоснуйте свой ответ.

- Подумайте, как сделать, чтобы ваша вышка имела государственную принадлежность?

 

-  Что помогло вам справиться с заданием? Смогли ли вы теперь помочь Оле определить ценности?

 

- Какие человеческие качества можно назвать ценностями, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

 

Глобус

4 этап Рефлексивная деятельность

 

Самоанализ и самооценка

 

- Оцени результат своей собственной деятельности. Прочти утверждения, выбери соответствующее твоей оценке.  Изобрази  соответствующий оценке знак.

 

!!!

+

v

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»

«Я не мог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»

 

 

       

                                                                        Урок технологии в 4 классе

(УМК Школа России  Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

Тема изучения

Полезные ископаемые 

Цели

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять

- интерес к изуче- нию  темы;

- бережное отно-

 шение к природ-

ным богатствам;

- ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

вой деятельности;

-желание офор-

мить суждение о человеческих ценностях;

-понимание успешности при освоении темы.

Познавательные:

- раскрыть значение понятийбуровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

- определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

- определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

- определять материалы для изготовления изделия

- использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

- распределять обязанности для выполнения учебного задания;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

- соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

- адекватно представлять результат собственной деятельности.

Определять:

-месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-

зуя условный знак;

- этапы операции по добыче нефти;

Выполнять:

- модель буровой вышки.

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Полезные ископаемые»

Русский язык

Тема «Синонимы»

Информационный материал

Учебник «Технология»

Демонстрационный материал

Образцы изделий из нефти.

Плакаты:

- карта России;

- образцы изделий нефти.

Интерактивный материал

Презентация «Полезные ископаемые».

 

 

Фронтальная;

индивидуальная;

парная;

групповая.

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Ситуативное задание

               Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

 

 - Кто из них прав?

- Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

- Подберите синонимы к слову ценность.

 (богатство, сокровища)

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео

2 этап Учебно – познавательная деятельность

- Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

- Где находятся эти богатства?

- Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

 

- Что мы называем полезными ископаемыми?

 

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

 

Загадка.

- Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

 

Сообщения  учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

 

  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

 

  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

 

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

 

Задание 1.

- Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

- Найдите на карте  России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

- Кто приходит на смену геологам? (буровики)

- Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти.  Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

 

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и  транспортировке нефти на них изображены?

 

Задание 3.

-Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

 

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

 

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

 

Задание 6.

-Рассмотрите  модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите  эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

 

Задание 7.

- Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

 

Задание 8.

-  Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

       

Диагностика качества освоения темы

 

  1. Допиши предложения:

Чёрное золото – это ……………………………………………. .

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на  карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

   Шахтёр   геолог   буровик    фармацевт   

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

…  Бурение скважин;

…  Поиск нефтяных месторождений;

…  транспортировка нефти по трубопроводам;

… подготовка месторождений к разработкам.

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта России

 

 

 

Опорные слова

Презентация

 

 

Таблица

 

 

 

 

Рисунок конструкции буровой вышки

 

 

 

 

Материалы

 

 

 

 

 

Модель буровой вышки

 

 

Рисунки с планом работы

3 этап Интеллектуально – преобразовательная деятельность

- Только ли в России находятся месторождения нефти?

Обоснуйте свой ответ.

- Подумайте, как сделать, чтобы ваша вышка имела государственную принадлежность?

 

-  Что помогло вам справиться с заданием? Смогли ли вы теперь помочь Оле определить ценности?

 

- Какие человеческие качества можно назвать ценностями, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

 

Глобус

4 этап Рефлексивная деятельность

 

Самоанализ и самооценка

 

- Оцени результат своей собственной деятельности. Прочти утверждения, выбери соответствующее твоей оценке.  Изобрази  соответствующий оценке знак.

 

!!!

+

v

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»

«Я не мог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»

 

 

       

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»