Методическая разработка внеурочного занятия по курсу
«Путешествие в мир истории» для 3 класса
Как одевались на Руси
Мавлютова Галина Александровна,
учитель ГБОУ СОШ №390
Санкт-Петербурга
Цели и задачи : 1. Через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда.
2. Учить по одежде определять эпоху, в которой жил человек, его социальный статус.
3. Учить видеть историю в предметах, которые нас окружают.
4. Развивать образное мышление.
5. Развивать умение работать в группе.
6. Научить классифицировать предметы по разным признакам.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Объяснение темы и целей занятия.
Учитель : На предыдущем занятии мы говорили об истории одежды и
о том, как одевались на Руси. Напомните, для чего нужна одежда человеку?
Ученики : - греет
- защищает (оберег)
- украшает
- показывает место человека в обществе.
3. Повторение изученного материала.
Сегодня мы вспомним с вами как менялась одежда на Руси в течение нескольких веков. И выполним практическое задание, в ходе которого вы научитесь классифицировать предметы одежды по различным признакам.
Учитель : Рассмотрим древнерусскую одежду.
Не правда ли проста и хороша?
Наряды, древних скифов послужили,
Пожалуй прототипом для неё.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть своё :
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове - убрус под шапкой чинной Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях Носили и запоны и понёвы - Детали поясню вам в двух словах.
А может вы сами ответите на эти вопросы?
Ученики : - Кафтан - изначально мужская одежда, позже её переняли женщины, внеся изменения.
- Понёва - предмет женской одежды в виде трёх полотнищ ткани на шнурке ( предшественница юбки).
- Запона - накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
-Убрус - платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
- Повойник - головной убор типа чепца.
Учитель : Давайте вспомним, что одевали люди на Руси в X веке? ( На доске вывешены картинки в определённом порядке, глядя на них ученики рассказывают).
Ученики :
Первый рассказывает о женской крестьянской одежде.
Второй - о женской богатой (боярской, княжеской) одежде.
Третий - о мужской крестьянской одежде.
Четвёртый - о мужской богатой одежде.
Учитель :
А теперь заглянем в XV - XVII вв. и узнаем, как одевались люди Московской Руси?
Ученики ( используют рисунки на доске):
Первый ученик рассказывает о мужской и женской крестьянской одежде.
Второй ученик рассказывает о мужской и женской богатой одежде.
Учитель : Пропутешествуем в XVIII век. В России становится царём Петр I, и многое меняется в государстве, изменилась и одежда. Как?
Ученик : рассказывает о мужской и женской одежде.
Учитель : Все детали русского костюма «говорящие». Что они могут рассказать?
Ученики : 1) Богатый или бедный человек
2) отличить девушку от замужней женщины.
3) праздничная или будничная.
Учитель показывает слайд с изображением человека в русском костюме и задаёт вопрос : «Что вы можете рассказать об этом человеке, глядя на его костюм?».
Ученик отвечает на вопрос.
- Основная часть. Практическая деятельность.
I этап
Учитель : А сейчас мы разделимся на 2 группы по 4 человека. Каждая группа получит набор карточек с изображением предметов одежды. Наборы у каждой группы разные. Но каждый ученик получит персональный комплект карточек.
Первое задание : каждый ученик должен разделить карточки на 2 группы по какому-либо признаку.
Ученики : раскладывают карточки
II этап
Учитель : Следующее задание. Повернитесь к соседу и расскажите друг другу по какому признаку вы совершили разделение. Обсудите, чей способ разделения более удобен для того, чтобы рассказать о русском костюме, придите к общему решению и разложите карточки вместе. Ученики выполняют задание в парах.
III этап
Учитель : А сейчас поменяйтесь парами и представьте соседу, как вы разложили карточки в первой паре. Ученики выполняют задание.
IVэтап
Учитель : Следующее задание. Каждая группа должна вместе обсудить, по какому признаку разделить картинки удобнее всего. И изобразить схему на листе бумаги, указав признак.
Ученики выполняют задание.
Учитель : А сейчас прикрепите свою схему к доске и поясните её содержание.
Ученики демонстрируют схему, а один из группы рассказывает, почему они выполнили задание таким образом.
V этап
Учитель : Ребята, вы сейчас не просто нарисовали схему, вы создали классификацию русского костюма. А что такое классификации? Классификация - это разделение вещей и явлений на разновидности по каким-либо важным признакам.
И последнее задание - дополните схему другой группы карточками из своего комплекта .
Ученики выполняют задание.
И в конце нашего занятия ответьте на несколько вопросов анкеты.
Анкета.
1) Легко ли тебе было объяснить одноклассникам, почему ты выполнил задание таким образом?
Да Нет
2) Точку зрения других учеников ты понял с первого раза?
Да Нет
3) Помогла ли тебе практическая работа закрепить знания по теме «Как одевались на Руси»?
Да Нет
4) Хочешь ли ты использовать такой вид деятельности на следующих занятиях?
Да Нет