Лепка по мотивам дымковской игрушки
Кузовкина Дарья Николаевна
Цель урока: Научить детей лепить из пластилина дымковскую игрушку.
Задачи:
- Обучающие:
дымковской игрушки;
-учить детей использовать при лепке конструктивный способ;
- Развивающие:
-развивать умение определять форму и величину исходных форм для лепки разных
частей игрушки;
-развивать кругозор детей, творческие способности;
- Воспитательные:
-воспитывать любовь к народному искусству России;
Оборудование: демонстрационный материал, пластилин.
Ход урока.
- Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Создание положительной мотивации к уроку.
– Ребята, у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из промыслов, где делают глиняные игрушки. Называется промысел «Дымковская глиняная игрушка».
3. Сообщение новых знаний.
Дымковская игрушка называется так, потому что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. Разными ремёслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
(Демонстрация дымковских игрушек)
Индючок
Индя-индя-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
Дымковская барыня.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Даже кони приобрели яркий наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что общего у всех этих игрушек?
Дети: Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали.
Учитель: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.
Учитель: Правильно. Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.
Учитель: Скажите пожалуйста, какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Зеленый, желтый, красный, оранжевый, синий.
Учитель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.
Учитель: Свои игрушки мастера и мастерицы лепят из глины. Затем просушивают и обжигают в специальных печи, а затем расписывают яркими красками. Игрушки получаются красивыми и нарядными. У нас с вами нет специальной глины, материала для изготовления таких изделий, но у нас есть пластилин, с помощью которого сегодня мы все попытаемся стать народными мастерами.
4. Анализ образца.
Сейчас мы с вами будем лепить из пластилина красивого, стройного, нарядного дымковского коня. Давайте на него посмотрим ещё раз (Демонстрация коня)
Учитель: Как вы думаете, из скольких частей сделан этот конь?
( Мы с вами будем лепить коня из двух частей Из одной части туловище и ноги, а из другой голова и шея.)
Учитель: А как вы думаете, из пластилина какого цвета лучше всего лепить коня?
(Белого, но если у вас нет белого пластилина, то вы можете взять жёлтенький или любой другой светлого цвета.)
Так как мы делаем коня не из глины, то мы не сможем потом разукрасить его. Поэтому нам понадобится пластилин других цветов, чтобы разукрасить коня. Из пластилина другого цвета мы слепим гриву, хвост, копыта, глаза.
5. Практическая работа
Давайте преступим к работе, для начала разогрейте пластилин в руках, что бы нам легче было с ним работать.
План лепки коня:
- Возьмите один брусочек пластилина, разделите его на две части: 1 большую, из неё мы будем делать туловище и ноги, вторую – поменьше, из неё у нас получится голова и шея.
2. Из полученных кусочков делаем колбаски.
3. Из большой колбаски можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть колбаску дугой, стекой сделать надрезы спереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
4. Голову с шеей нужно вылепить из меньшей колбаски, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
5. Ушки делаем защипыванием.Ну вот конь у нас почти готов.Теперь нам надо разукрасить нашего коня.
6. Для этого из пластилина другого цвета делаем гриву и хвост: берем два небольших кусочка пластилина и делаем из них длинные тоненькие колбаски, складываем их пополам и скручиваем между собой. Затем прикрепляем их к основной форме.
7. А теперь самостоятельно украшаем нашего коня различными узорами, вылепленными из пластилина.
Итоги урока.
Выставка работ.
Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие вы все молодцы, все очень хорошо поработали на уроке.А что нового вы сегодня узнали?Понравился ли вам сегодняшний урок?Спасибо за урок. До свидания!