Школьный театр на английском языке как средство формирования игровой иноязычной образовательной среды начальной школы
Бабкина Маргарита Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга
В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию.
Постоянно меняющееся общество, непредвиденные ситуации, большой объём информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость формирования личности с определённым набором ключевых компетенций.
Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направленные на её успешное включение в трудовую деятельность. Компетенции являются сферой отношений, существующих между знаниями и действиями на практике в повседневной жизни.
Для современной реформы образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести учащиеся, как для успешной работы, так и для дальнейшего образования. Этот процесс динамичный и происходит поэтапно. Компетенции включают в себя широкое разнообразие умений и навыков, помогающих людям адаптироваться в меняющемся обществе.
Для формирования ключевых компетенций у младших школьников я выбрала такую форму внеурочной работы как создание школьного театра.
Нашему школьному театру на английском языке «MiniStars» (Маленькие Звёзды) 5 лет и каждый театральный сезон-это новые открытия. Открытия актёрских талантов, знакомство с новыми пьесами и мюзиклами.
Какие же компетенции формирует наш театр? Прежде всего, это коммуникативная компетенция, которая включает в себязнание и использование английского языка, при этом дети совершенствуют свои знания, обогащают свой лексический запас, развивают память и приобретают беглость речи.
Очень важен вопрос выбора репертуара. Он должен заинтересовать юных артистов. В спектаклях участвуют ребята разного возраста с1-го по 4-ый класс. Ребята осваивают навыки работы в разновозрастной группе.
Принять решение играть в спектакле - это ответственный шаг, который не всем по плечу. Театр помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируетсякомпетенция личностного самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
Родители - постоянные участники выездов театра на фестивали и конкурсы, что объединяет семью. Важно, что родители по- новому начинают воспринимать своих детей, возникает уважение со стороны семьи, гордость за своего ребёнка.
Мы в нашем театре не пользуемся готовыми сценариями, а создаём их сами ,на основе первоисточников. Ребята ищут необходимую информацию в Интернете, анализируют её. Совершенствуется ихинформационная компетентность.
Чтобы создать декорации и костюмы персонажей необходимо развивать в себе общекультурную компетенцию. Мы ставим спектакли, как по мотивам русских народных сказок, так и по произведениям англоязычных авторов, так происходит знакомство с лучшими образцами культуры стран изучаемого языка.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходитьпереоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется – ценностно-смысловая компетенция. Постановка спектакля - это трудная, кропотливая работа над образом во всех его проявлениях. Но результат превосходит ожидания, волшебство перевоплощения ребят на сцене не знает границ. На наших глазах золушка превращается в принцессу, а гадкий утёнок в ослепительного лебедя.
Театр - это место, где ребёнок можетпопробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей реализации. Тем самым развивается ихсоциальная компетенция.
Дети обучаются актёрскому мастерству, сценической речи, пластике, развивают музыкальный слух, укрепляют голос и, разумеется, совершенствуют знания английского языка.
Много желающих играть в мюзиклах и спектаклях, и чтобы никому не отказывать, мы репетируем двумя составами артистов. Возникает здоровая конкуренция, каждому хочется совершенствоваться и играть лучше.
Театр хорошо зарекомендовал себя не только в школе, но и в ВАО.
Музыка, атмосфера праздника, призовые места на конкурсах и фестивалях, признание зрителей привлекают в ряды артистов всё больше ребят.