Доклад
Игровые методы как способ повышения мотивации
к изучению иностранного языка в начальной школе
Образцова Наталья Ивановна,
учитель английского языка ГБОУ школа 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Проблема качественного обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуальна в связи с принятием новых базисных учебных программ, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода, целью их является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Внедряя в педагогическую практику новые базисные учебные программы, важно опираться на психологические особенности младших школьников и необходимость формирования у учеников мотивации к изучению предмета, т.к. именно собственная высокая мотивация к освоению новых знаний является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение иностранному языку.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. [Маркова А.К. 1990; - с.192]
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Можно выделить еще пять типов мотивации:
- 1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
- 2. Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
- 3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
- 4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
- 5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. ( Искрин С.А.)
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:
- · учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);
- · непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
- · перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?
- дидактические игры и упражнения;
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
- внеклассные мероприятия по предметам;
- творческие работы учащихся по разным предметам;
- проведение предметных олимпиад;
- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself"
Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в младшем школьном возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации).
Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми.
Игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 10 лет и ее значение не утрачивается в начальной школе. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Метод – (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
То есть, игровые методы – это способ достижения какой-либо цели через игровую деятельность.
Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Известные педагоги эпохи Возрождения (Рабле, Эразм Роттердамский) уделяли большое внимание играм на занятиях иностранным языком. Игры широко использовались при обучении в домашних условиях. На возможность использования игр при обучении иностранным языкам обратил внимание еще величайший педагог прошлого Я.А. Каменский, а в дальнейшем Н.К. Крупская писала: "Чрезвычайно важны и полезны игры на иностранном языке. Они помогают естественному изучению языка".
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры-драматизации и др.)
Игровым приемом при обучении иностранным языкам пользовались издавна.
Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность детям преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические фонетические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.
Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания и средство развития произвольного поведения.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Педагогическая игра
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Например, для проверки качества усвоения лексики по теме «Моя комната», предлогов места и грамматической структуры «there is/ there are; there isn't/ there aren't», а также развития аудитивных навыков, я организую творческое соревнование среди нескольких групп учеников. Задание состоит в следующем: Куколка Alice решила изменить свою комнату. Она объявила конкурс на лучший дизайнерский проект. Однако у нее есть и свое видение комнаты. Alice прислала письмо с описанием новой обстановки. Это письмо прочитывается вслух учителем, а учащиеся должны обставить комнату Алисы так, как говорит она в письме. А Лучший дизайнерский проект, по мнению Алисы, она воплотит в жизнь. Детям предложены листы бумаги формата А3, вырезанные картинки с различными предметами обстановки, клей-карандаши. Дети внимательно слушают предложение, например, «there is a round table in the middle of the room» и наклеивают необходимой формы столик в центр воображаемой комнаты. Эта дидактическая игра помимо образовательных и развивающих задач имеет огромное воспитательное значение: дети учатся правильно взаимодействовать друг с другом, слушать мнения всех и каждого в группе, приходить к единому мнению, например, какой именно столик будет стоять в комнате, ведь картинок с изображением столика несколько, и нужно выбрать правильный.
Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, дозволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений меж детьми.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Виды игр
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана:
1. Подвижные игры—Как правило, подвижные игры, такие, как «Traffic Light», «One, two, three, you, catch me!» и др. проводят, в основном, как элемент внеклассной работы.
2. Сюжетно-ролевые игры
Они носят преимущественно коллективный характер, т.к. отражают отношения в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские
Среди сюжетно – ролевых игр можно выделить несколько видов:
Игры драматизации - подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля.
В этом виде следует выделить игры – импровизации.
Игры "на преодоление этапов" - определяются этапы ("пункты", "станции"). На каждом этапе выполняется определенная задача.
Определяется число этапов, на которых дети должны выполнить различные задания в зависимости от тематики и задач игры. Игры проводятся либо в виде соревнований между командами, либо целиком всей группой. Например, в качестве внеклассной работы я устраиваю шоу для родителей учеников младших классов «Похищение Алисы». Бармалей похитил Алису, заточил ее в Башню, и отпустит ее лишь в том случае, если дети найдут семь ключей. А ключи они смогут заработать, если выполнят задания Бармалея правильно.
3. Дидактические (обучающие) игры-это самые распространенные и наиболее часто используемые игры В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: настольно-печатные, словесные и др., а также:
Игры-поручения В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Alice вставить пропущенные буквы", "Проверь домашнее задание у Freddy".
Игры-загадки. «I am big and grey. My nose is long. My ears are very big. I can walk and run. I like fruit. Who am I?» Задание для детей: прочитать загадку про себя, «нарисовать» ответ, и подписать на английском языке «Я слон».
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Чаще всего на уроках в начальной школе применяются следующие виды игр: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. Любая игра обязана быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.
Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность младших школьников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Игры могут помочь решить эти проблемы. Это мощный стимул к овладению языком. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Например, детям во втором классе довольно трудно дается чтение транскрипции. Я предлагаю ученикам такую игру: на доске прикреплены картинки животных (слон, жираф, крокодил, лев и т.д.), карточки со словами elephant, giraffe, crocodile, lion, etc. и карточки с транскрипцией для этих слов. Детям предлагается быстро и правильно подобрать к картинкам слово и соответствующую транскрипцию. Когда такое задание перестает вызывать трудность, игру усложняю при помощи добавления транскрипции слов, совершенно не связанных с картинками, но знакомой ученикам по предыдущим темам.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения загаданного. Дети реализуют свой план с помощью речи, жестов, мимики, употребляя различные речевые образцы и изученную лексику. Это заставляет ребенка активно мыслить, стараться использовать весь накопленный речевой опыт на английском языке.
Дети очень любят игры-драматизации с элементами импровизации. На уроках во втором классе для закрепления речевых образцов, лексики по темам «счет», «цвета» я провожу с детьми игру «The Tower» -Теремок. Дети ходят по кругу, меняя направление, и поют песенку:
«I'm a Tower, Tower, Tower,
I'm very big, I'm very big! » (2)
К Теремку подбегает мышка (любое знакомое детям животное) и стучит: «Knock-Knock»!
T.- Who are you?
M.- I’m a mouse.
T.- What is your name?
M.- My name is Pischalka (творчество детей в назывании своих героев)
T.- How old are you?
M.- I’m eight. (любой возраст на выбор ученика)
T.- What color are you ?
M.- I’m white. (творчество детей в выборе цвета)
И т.д. Вопросы можно изменять в зависимости от тем, которые изучаются на уроках, например, «What can you do?», «Where do you live?» и т.д. Эта игра интересна тем, что роли постоянно меняются, и дети усваивают в равной степени, как вопросы, так и ответы на английском языке, постоянно обогащая свой грамматический и лексический запас.
Успех в обучении иностранному языку младших школьников может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Так, у детей этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимы фонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократным повторением, я применяю при обучении детей так называемые "фонетические сказки". Фонетическую зарядку лучше проводить с использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи. Младшие школьники очень любят игры с «Mister Tongue». Например, перед презентацией новой лексики по теме «Happy birthday», c Mister Tongue приключилась следующая история: он поехал на машине в магазин за подарком ко дню рождения подруги Алисы, но попал в ямки, и получались такие звуки: [əʊld]- [əʊld]; да еще подул ветер: [θ]-[θ]-[θri:]. А потом прилетела птичка и стала махать крыльями: ['bɜ:θdeı]- ['bɜ:θdeı]. Mister Tongue замерз, и греется, дуя на руки: [h]-[h]-[haʊ]; [h]-[h]-['hæpı].
В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.
Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). Например, игра «Собери коробочку на обед» где дети произносят слова «Open your box, what's for lunch?
Here's a cake and an apple to crunch!
A sandwich for me, a sandwich for you,
A banana, an egg, and an orange too! »
и кладут в коробочку карточки с необходимыми продуктами. Игра не только совершенствует навыки произношения на английском языке, ускоряет запоминание лексики, но и развивает мышление, внимание, т.к. перед ребенком лежат также карточки и с совершенно другими продуктами питания.
Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.
В языковых играх легко заучить даже самые трудные лексические единицы и модельные фразы. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется вид деятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованием языка. Например, после презентации лексики по теме «Части тела» дети легко запоминают и с удовольствием «изображают» стихотворение, дотрагиваясь до своих частей тела и лица:
«Head, eyes, nose
Mouth, ears, chin
Arms, hands, fingers
Legs, feet, toes
This..is..Me!
Here we go!
My head, my eyes, my nose
This is Me!
My mouth, my ears, my chin
This is Me!
Arms, hands, fingers,
Legs, feet, toes
My arms, my hands, my fingers
Count with me!
(clap!) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Еще больший восторг вызывает у детей, если это произведение читать как рэп.
Я работаю по УМК Ю.А.Комаровой и др. Авторы для каждого раздела предлагают несложные интересные песенки, в которых отображаются лексика и грамматика изучаемого раздела. Дети очень любят сначала слушать песенку, затем мы все вместе поем, а затем мы эту песенку «изображаем». Такие физкультминутки позволяют не только стряхнуть напряжение, но и закрепить лингвистические знания, а также существенно повысить интерес младших школьников к изучению английского языка.
Мышление детей этого возраста – конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность, яркая цветная привлекательная, вызывающая интерес. Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение. Например, для проверки качества усвоения лексики по темам «цвета» и «части тела», а также развития аудитивных навыков, я даю ученикам задание нарисовать «Монстрика» Timmy, который пошел в магазин за мороженым, но, видимо, выбрал не ту дорогу и заблудился. Ученикам предлагается лист бумаги с надписью «Wanted» и различные, на их выбор, средства для рисования: карандаши, мелки, фломастеры. Я читаю описание пропавшего Timmy, а дети рисуют его на слух, проявляя свое творчество. Например, Timmy has got three orange eyes, green hair, a big mouth with ten purple teeth and two noses: one nose is long, other nose is short. Это пример индивидуальной работы. Творческую работу для проверки качества усвоения лексики и грамматики, а также развития аудитивных навыков, часто провожу по группам.
Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими, орфографическими. Это так называемые "подготовительные игры", способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, для закрепления ЗУН построения предложений в Present Simple для 3-го лица (утвердительных, вопросительных, отрицательных) я провожу командную игру. Ученикам предложены вперемешку карточки со словами. На каждой карточке по одному слову. Например, Helen, her, does, Does, homework, day, every, doesn't, do. А также карточки со знаками препинания: точка и вопросительный знак. Детям предлагается составить предложения, которые озвучивает учитель, например, «Хелен делает свою домашнюю работу каждый день». Команда обсуждает, как будет составлено предложение, дети самостоятельно распределяют роли, и, взяв карточки со словами, встают по порядку построения предложения. Также составляются вопросительные и отрицательные предложения.
С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучении счету необходимо использовать различные считалочки, такие, как (one, one, one, hello, Sun!, two, two, two, how are you? Nine, nine, nine, I am fine! И др.) используя их потом в подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости. При работе с детьми младшего школьного возраста я широко использую игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур. В играх такого типа мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Например, короткие диалоги мы разыгрываем при помощи кукол, которые находятся у меня в кабинете, а также тех, которые дети с радостью приносят на урок английского языка из дома. Психологи утверждают, что, играя с куклами, дети примеряют на себя их роли, и им гораздо легче психологически задать вопрос на иностранном языке, и ответить на него. И если даже если ребенок совершит ошибку, он не зацикливается на ней, потому что считает, что ошибся не он, а кукла. Поэтому с точки зрения организации словесного материала такая игра ни что иное, как словесное упражнение, но, превращая его в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, создаем комфортную обстановку повышаем интерес к изучению иностранного языка.
С другой стороны, любая игра представляет собой некую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры – это отражение ситуации реальной жизни. Таким образом, на уроках иностранного языка мы создаем возможность повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игра на уроке - один из способов разнообразия применяемых приемов обучения. Она развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводится игра, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленности речевого воздействия.
Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, снимать агрессию и психоэмоциональное напряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть и повеселиться.
Игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.
Таким образом, использование игровых методов на уроках иностранного языка являются не только средством повышения эффективности учебного процесса, но и способом повышения мотивации младших школьников к изучению иностранного языка.
Литература:
- 1. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 [Текст] / - 1996 – с.26
- 2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131
- 3. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. М., 1995.-с.310
- 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 – с.400
- 5. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. – с. 55
- 6. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004. – с.49
- 7. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. – с. 23
- 8. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2004, № 2. – с.95
- 9. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. [Текст] / И.Е. Колесникова - Минск: Народная Асвета. - 1990 – с.120
- 10. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск: 1979. – с. 97
- 11. Леднева В. С. и др. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998 – с.226
- 12. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // - Начальная школа – 2001 - №11 – с. 49-51
- 13. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192
- 14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В.Матюхина. – М., Педагогика, 1984. – с.144
- 15. Молли А. Assessing Young Learners. - Oxford, 2003. – с.30
- 16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – с. 201
- 17. Прохорова, Л.М. Воспитание младшего школьника [Текст] // Развиваем творческую активность школьников / Л.М. Прохорова - 1996 №5, май - с.21 – 27.
- 18. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие – М.; ООО «Издательство АСТ», 2005. – с.78
-
19. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – с.232
- 20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998
-
21. Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. - 2004.-№ 32 – с.43
- 22. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год
- 23. Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению// Первое сентября, Английский язык. - 2004. - №36. – с. 13
- 24. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ - 2002 - №3. с.41-46.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 [Текст] // Сост. С.Ф. Егоров. / К.Д. Ушинский - М.: Педагогика, 1998 – с.640
- 25. www.bolshe.ru
- 26. www.festival.1september.ru