Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Творчество и творческие способности младших школьников при обучении английскому языку

Трубакова Диана Игоревна

Процессы межкультурной интеграции на национальном  и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык  -  это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной  народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.

К настоящему  времени в российской системе образования произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный  контекст изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Если в предыдущее десятилетие ХХ века круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение огромное количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно интерактивным подход к обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и др.).

Иностранный язык, учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.  Он обладает большим  воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся. иностранный язык может реализовать данный потенциал в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции.

Иностранный язык - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам.

 

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:

  • создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;
  • ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;
  • приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях школьного и семейного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях на родном и иностранном языках;
  • формирование элементарных коммуникативных умений в четырех видах деятельности с учетом возможностей и потребностей младших школьников;
  • формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках..

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей детей, развитию их природных задатков, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

Что же такое творчество в рамках учебного процесса?

Психологов считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. И если дело касается творчества школьников, то совсем не обязательно при этом создавать нечто великое, достаточно воображать, комбинировать, что-то изменять.

Творчество – это создание нового, прекрасного, что противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, пробуждает  потребность в знании, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.

Творческая деятельность  несет в себе такие отличительные черты, как:

- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в традиционной ситуации;

- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;

- видение структуры объекта;

- учет альтернатив при решении задач;

- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.

Для реализации развития творческих способностей детей на уроках английского языка, была создана система упражнений. Ниже приведены некоторые упражнения из комплекса.

Игра “Воображаемое путешествие»

В этой игре мы соединянием речь, слуховые, зрительные и кинетические представления. При изучении темы “город”, мы совершаем путешествие во времени в старый Лондон, смотрим видео-путешествие и различные экскурсии; представляем себя в Сафари-парке, как посетителями, так и животными, живущими там. Данное упражнение является следующим шагом на пути расширения кругозора и накопления социальных знаний ребенка.

Игра  «Прочитай и переведи письма».

В письмах -  слова пропущены.  Дети должны выбрать слово из списка и вставить в нужное письмо.  К каждому письму детям требуется подобрать фото, а затем, убрав текст, ответить на вопросы учителя.

Hello, my name is Dan. I am fond of collecting stamps. I specialize in collecting stamps with different people, which are popular with different things.

Это упражнение позволяет  показать уровень владения ребенка языком, проявить активность мышления и социальную память.

Упражнение «Закончи текст»

Учитель  предлагает детям  прочитать и перевести незаконченный текст. Затем дается задание: закончить текст, используя конструкцию “if you were……. What would you do?”.

С помощью данного упражнения дети учатся ставить себя на место других людей. Итог выполнения задания – логическое завершение заданной ситуации.

Упражнение «Письмо воображаемому человеку»

Детям дается задание написать письмо человеку, попавшему в неприятную ситуацию. (Возможно, сначала детям следует дать прочитать текст об этом случае).

Это задание помогает овладеть навыками  письменной речи и составления письма, которое обращено к другому человеку. Умение   помочь выйти из трудной ситуации является проявлением сопереживания к окружающим.

Игра “Do you want to talk about it?” (вы хотите об этом поговорить).

События происходят как бы в кабинете у психолога. Ведущий –«психолог» выслушивает «клиента» и дает ему совет. Ребенок получает возможность прислушаться к самому себе, сформулировать свои проблемы  и задать «психологу» волнующие его вопросы.

Сказка «Теремок»

Это коллективная игра, на наш взгляд, расширяет не только количество лексических единиц, используемых в активном словаре ребенка,  но и учит работать вместе с другими, активизирует внимание детей к проблеме социального взаимодействия, пробуждает познавательный  интерес, побуждает регенерировать собственные идеи, а так же развивает креативное мышление и актерское мастерство каждого участника.

В ходе подготовительного этапа детям дается домашнее задание: прочитать сказку и  понаблюдать за особенностями ее героев (это может  быть экскурсия в зоопарк, просмотр видеосюжетов, знакомство с книгами).

Перед началом занятия детям следует объяснить основное содержание сказки. Второй этап включает две составляющих: работа над лексическим и грамматическим материалом, и самих игровых ситуаций. В ходе театрализации диалогов необходимо уделять внимание образности и выразительности героев сказки, умению перевоплотиться, передать характерную для различной героев пластику.

В ходе театрального действия мы видели на лицах участников  гордость и удовольствие от  умения общаться на английском языке;  критике со стороны участников подвергались дети, не качественно выполнившие свою часть работы. Кульминацией данного упражнения является момент социального взаимодействия всех героев сказки под крышей теремка.

Использование данной системы в работе с детьми  показало повышение интереса к изучению английского языка, усиление мотивации, желание высказывать свое мнение, желание работать и активно взаимодействовать.

Современная педагогическая наука имеет в своем арсенале множество уже открытых закономерностей и вполне изученных эффектов. Все это создает хорошую базу для результативных педагогических разработок.

Творческая деятельность дает учащимся  широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.

Овладение языком в искусственных условиях, связано с развитием воображения. Активность школьников , которая заключается в усиленной деятельности над тем, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Формирование творческих способностей  на занятиях по английскому языку, так же как и на занятиях по изучению  других предметов призваны научить этому, что сделает жизнь учащихся духовно богаче и многограннее.

Список литературы:

  1. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, 1987. – 312 с.
  2. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. М.: Просвещение, 1984. – 261 с.
  3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам, М.: Педагогика, 1965. – 182 с.
  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: «АСТ» 2001. – 432 с.
  1. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. – 312 с.
  2. Зак А.З. Гармоническое развитие личности младшего школьника. М.: Знание, 1982. – 248 с.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 569 с.
  4. Кабардов М.К. О диагностики языковых способностей. / Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Издательство МГУ, 1985. – 69 с.
  5. Олвер Р., Хорнсби Дж. О составлении групп эквивалентных предметов. // Исследования развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 197. – 193 с.

10.  Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»