Творчество и творческие способности младших школьников при обучении английскому языку
Трубакова Диана Игоревна
Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык - это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.
К настоящему времени в российской системе образования произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.
Если в предыдущее десятилетие ХХ века круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение огромное количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно интерактивным подход к обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и др.).
Иностранный язык, учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся. иностранный язык может реализовать данный потенциал в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции.
Иностранный язык - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам.
Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:
- создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;
- ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;
- приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях школьного и семейного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях на родном и иностранном языках;
- формирование элементарных коммуникативных умений в четырех видах деятельности с учетом возможностей и потребностей младших школьников;
- формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках..
Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей детей, развитию их природных задатков, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.
Что же такое творчество в рамках учебного процесса?
Психологов считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. И если дело касается творчества школьников, то совсем не обязательно при этом создавать нечто великое, достаточно воображать, комбинировать, что-то изменять.
Творчество – это создание нового, прекрасного, что противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, пробуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.
Творческая деятельность несет в себе такие отличительные черты, как:
- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в традиционной ситуации;
- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
- видение структуры объекта;
- учет альтернатив при решении задач;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.
Для реализации развития творческих способностей детей на уроках английского языка, была создана система упражнений. Ниже приведены некоторые упражнения из комплекса.
Игра “Воображаемое путешествие»
В этой игре мы соединянием речь, слуховые, зрительные и кинетические представления. При изучении темы “город”, мы совершаем путешествие во времени в старый Лондон, смотрим видео-путешествие и различные экскурсии; представляем себя в Сафари-парке, как посетителями, так и животными, живущими там. Данное упражнение является следующим шагом на пути расширения кругозора и накопления социальных знаний ребенка.
Игра «Прочитай и переведи письма».
В письмах - слова пропущены. Дети должны выбрать слово из списка и вставить в нужное письмо. К каждому письму детям требуется подобрать фото, а затем, убрав текст, ответить на вопросы учителя.
Hello, my name is Dan. I am fond of collecting stamps. I specialize in collecting stamps with different people, which are popular with different things.
Это упражнение позволяет показать уровень владения ребенка языком, проявить активность мышления и социальную память.
Упражнение «Закончи текст»
Учитель предлагает детям прочитать и перевести незаконченный текст. Затем дается задание: закончить текст, используя конструкцию “if you were……. What would you do?”.
С помощью данного упражнения дети учатся ставить себя на место других людей. Итог выполнения задания – логическое завершение заданной ситуации.
Упражнение «Письмо воображаемому человеку»
Детям дается задание написать письмо человеку, попавшему в неприятную ситуацию. (Возможно, сначала детям следует дать прочитать текст об этом случае).
Это задание помогает овладеть навыками письменной речи и составления письма, которое обращено к другому человеку. Умение помочь выйти из трудной ситуации является проявлением сопереживания к окружающим.
Игра “Do you want to talk about it?” (вы хотите об этом поговорить).
События происходят как бы в кабинете у психолога. Ведущий –«психолог» выслушивает «клиента» и дает ему совет. Ребенок получает возможность прислушаться к самому себе, сформулировать свои проблемы и задать «психологу» волнующие его вопросы.
Сказка «Теремок»
Это коллективная игра, на наш взгляд, расширяет не только количество лексических единиц, используемых в активном словаре ребенка, но и учит работать вместе с другими, активизирует внимание детей к проблеме социального взаимодействия, пробуждает познавательный интерес, побуждает регенерировать собственные идеи, а так же развивает креативное мышление и актерское мастерство каждого участника.
В ходе подготовительного этапа детям дается домашнее задание: прочитать сказку и понаблюдать за особенностями ее героев (это может быть экскурсия в зоопарк, просмотр видеосюжетов, знакомство с книгами).
Перед началом занятия детям следует объяснить основное содержание сказки. Второй этап включает две составляющих: работа над лексическим и грамматическим материалом, и самих игровых ситуаций. В ходе театрализации диалогов необходимо уделять внимание образности и выразительности героев сказки, умению перевоплотиться, передать характерную для различной героев пластику.
В ходе театрального действия мы видели на лицах участников гордость и удовольствие от умения общаться на английском языке; критике со стороны участников подвергались дети, не качественно выполнившие свою часть работы. Кульминацией данного упражнения является момент социального взаимодействия всех героев сказки под крышей теремка.
Использование данной системы в работе с детьми показало повышение интереса к изучению английского языка, усиление мотивации, желание высказывать свое мнение, желание работать и активно взаимодействовать.
Современная педагогическая наука имеет в своем арсенале множество уже открытых закономерностей и вполне изученных эффектов. Все это создает хорошую базу для результативных педагогических разработок.
Творческая деятельность дает учащимся широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.
Овладение языком в искусственных условиях, связано с развитием воображения. Активность школьников , которая заключается в усиленной деятельности над тем, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Формирование творческих способностей на занятиях по английскому языку, так же как и на занятиях по изучению других предметов призваны научить этому, что сделает жизнь учащихся духовно богаче и многограннее.
Список литературы:
- Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, 1987. – 312 с.
- Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. М.: Просвещение, 1984. – 261 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам, М.: Педагогика, 1965. – 182 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: «АСТ» 2001. – 432 с.
- Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. – 312 с.
- Зак А.З. Гармоническое развитие личности младшего школьника. М.: Знание, 1982. – 248 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 569 с.
- Кабардов М.К. О диагностики языковых способностей. / Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Издательство МГУ, 1985. – 69 с.
- Олвер Р., Хорнсби Дж. О составлении групп эквивалентных предметов. // Исследования развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 197. – 193 с.
10. Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с