Использование тестирования на уроках иностранного языка
на начальном этапе обучения
Рындина Наталья Ильинична,
учитель французского языка ГБОУ №505
Красносельского района Санкт-Петербурга
За последние годы в процессе обучения существенно изменились формы контроля знаний учащихся. Одной из основных форм стало тестирование, которое является основной формой контроля при сдаче ЕГЭ или ГИА.
Преимущества тестового контроля заключаются в следующих позициях:
- Снятие затруднений интеллектуального характера;
- Быстрота осуществления контроля;
- Систематизация среза знаний;
- Высокая точность оценки (оценивание чаще всего проводмтся по баллам);
- Гибкость;
По сложности сам тест намного легче, чем сочинение или контрольная работа. Но, когда учащиеся сталкиваются с новой для них формой работы, то результат часто бывает отрицателен. Отсюда и возникает необходимость введени элементов тестирования на младшем этапе обучения. В настоящий момент разработчики программ по французскому языку уже вкючают в учебную программу тестирование, но это касается только программ среднего и старшего уровня.
На начальном этапе можно говорить только об элементах тестирования, а не о тестировании в его полном понимании. Уровень накопленных знаний не позволяет нам говорить о полноценном тестировании на начальном этапе обучения. Если вводить тесты с самого начала, то можно надеяться на хороший результат на выпускных экзаменах. Как и любой другой вид работы, тестирование требует постоянной тренировки и приобретения навыков при его решении.
Тесты на уроках иностранного языка могут быть различными: грамматическими, лексическими, страноведческими. Важно то, что все они построены по принципу тестирования. И все виды тестирования можно вводить на начальном этапе обучения.
К тестирванию дети должны подходить подготовленные. Лучше всего проводить тестирование на завершающем этапе изучения той или иной темы. В старших классах, когда уже накоплен багаж знаний, тестирование можно использовать и в начале той или иной темы для того, чтобы выявить знания, которые имеет ученик. Следует учесть, что программа иностранных языков предполагает постоянное повторение тем на все более высоком уровне с расширение лексического и грамматического запаса знаний. В младших классах багаж знаний отсутствует или настолько мал, что опираться на него при тестировании очень сложно. Поэтому и следует, что использовать элементы тестирования можно только на завершающем этапе изучения той или иной темы.
На начальном этапе по своему качественному составу тесты должны быть направлены только на решение какой-то одной задачи. Все остальные компоненты должны быть максимально упрощены. Для решения грамматического тестирования необходимо свести к минимуму лексические трудности, а при лексическом – грамматические.
Практика показывает, что тестирование на начальном этапе вызывает у учащихся большие трудности. Это может быть связано как с психологическими трудностями (боязнь выбрать неправильный ответ), так и со спецификой преподавания иностранных языков (чаще всего работа на уроках иностранного языка проходит фронтально или в парах). Но в тоже время тестирование легче контрольной работы, так как в нем уже заложен один правильный ответ.
Если проводить работу с тестирование регулярно и приучать к нему детей, то в старших классах оно не будет вызывать больших трудностей и с ним смогут справиться как сильные, так и слабые ученики.
Необходимо отметить, что в начальнй школе заключительным этапом работы с тестированием является его обязательный устный разбор в классе.
В заключение хочется отметить, что чрезмерное увлечение тестами на уроках иностранного языка может привеси к потере навыков говорения. Работа на уроказ иностранного языка основана по большей части на устном общении учащихся и преподавателя. Нельзя заменить устное общение тестами. Также ими нельзя заменить контрольные работы, аудирования, изложения и сочинения. Тестирование должно являться одной из составляющих обучения, а не целью достижения хороших результатв путем натаскивания учащихся на тестирование.