Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Организация целеполагания на уроках
английского языка в начальной школе

Лысенко Ольга Романовна
Как определить успешность процесса обучения? Для этого нужно обратиться к учебным целям. Так как цель является мотивом, она направляет и отслеживает выполняемую деятельность.
Цели непременно должны быть сформированы интересно для учащихся, однако они должны быть достижимыми, учащиеся их должна осознавать и понимать, также цель должна быть перспективной и гибкой, а это значит реагирующей на изменившиеся условия и пути по их достижению.
Достижение цели зависит от того, каким образом она была задана, как формулировались частные цели и задачи.
О целях в своих работах много пишет российский педагог А. В. Хуторской. Он также понимает под целью «предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т. е. цель должна быть проверяема» [31].
Понятие «цель» в английском языке намного обширнее, чем в русском. T. Woodward пишет о том, что в английском языке есть три термина, схожих по значению — «goal», «aim», «objective». В своих научных трудах данный автор объясняет, что каждое значение этого термина, который в русском языке трактуется просто как «цель», в английском же имеет разную обширность. Первый, наиболее глобальный термин — «Goal». В его определение заложено наиболее широкое значение. При помощи данного термина может быть сформирован целый курс (например, «Improve your conversation skills»). Эти цели педагоги ставят перед собой в начале преподавания. Следующее понятие «Aims» обозначает менее глобальную цель, а «Objectives» трактуется как специфические задачи. Таким образом, получается своеобразная пирамида, которая может помогать организовывать процесс обучения. Однако несмотря на возможность отметить различия этих терминов, в большинстве случаев данные понятия взаимозаменяемы.
Таблица 1 – Различные трактовки понятия «целеполагания»
А.М. Новиков «Целеполагание – это процесс определения цели деятельности, действий» [20].
А.Г. Асмолов «Целеполагание – это процесс формирования цели, процесс её развертывания» [16].
А.Г. Асмолов «Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач учебной деятельности» [16].
А. В. Хуторской «Целеполагание – это учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах» [34].
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля «Целеполагание – постановка цели субъектом деятельности» [9].
 
Но остановиться стоит именно на том, как в педагогике понимается целеполагание. В рамках системы образования целеполагание – это в первую очередь процесс отбора и постановки целей и задач субъектов деятельности, под которыми имеются в виду преподаватель и учащийся.  В дальнейшем педагог делает так, чтобы его цели стали целями учащихся, для этого цели педагога и класса должны быть предъявлены друг другу, согласованы и, конечно же, достигнуты.
Стоит отметить, что целеполагание даже конкретно в обучении иностранному языку может осуществляться и на институциональном уровне (государственные стандарты, учебные планы, международные экзамены), и на субъектном.
Существуют разные способы для объяснения и запоминания критериев постановки целей. Постановка «умных» (от англ. – smart) целей является в данном вопросе самой распростанённой и понятной. Речь здесь идёт о постановке целей с использованием S.M.A.R.T. критериев.
  • S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
  • M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в результате.
  • A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете педагог и учащийся.
  • R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать потребностям педагога и (или) потребностям обучающихся.
  • T-Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время, период для достижения выбранной цели должен быть чётко определён [16].
         С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ вводится ФГОС третьего поколения. Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС для педагога включает в себя во-первых:
- конкретно обозначить и сформулировать тему урока;
- обозначить место изучаемой темы в учебном курсе;
- выделить основные понятия, на которых строится данный урок,
- и, наоборот, выделить ту часть учебного материала,
которая будет использоваться далее, иными словами, взглянуть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Во-вторых:
- обозначить и ясно сформулировать для себя, как для педагога, и отдельно для класса целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Мы живём XXI веке. Ничто не стоит на месте, всё развивается и прогрессирует. Мы находимся во времени, которое формирует новые требования и меняет видение того, какими должны быть выпускники современных школ. Теперь во ФГОС чётко конкретизированы требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте указывается, что формирование УУД (универсальных учебных действий) в системе образования является важной задачей. Под применениеи школьниками УУД имеется в виду способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения социального опыта то есть организация процесса путем усвоения новых знаний и умений, которая организовывается через совокупность действий обучающихся. 
Важно отметить, что целей урока не может быть несколько, она всегда одна и выражается в форме отглагольного существительного (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Например, «обучение поисковому чтению» от глагола «обучать». Цель урока – проект результата деятельности ученика и учителя.
         Стоит отметить, что целевой компонент урока содержит в себе не только постановку цели на весь урок, но и на отдельные его этапы. Как раз исходя из этого достижению и реализации цели урока подвержены 4 компонента – задачи. Задачи урока могут быть трактованы как некие шаги по достижению цели, то есть они отвечают за то, что нужно сделать на данном конкретном уроке, чтобы получить желаемый результат.  
Согласно трудам Д.Б. Эльконина, возрастной период учеников именно начальной школы, то есть с 7 до 11 лет, наиболее подходит для формирования у ребёнка умений учиться, в том числе навыков планирования и целеполагания. Исходя из этого, важно отметить, что для достижения наилучших результатов деятельности ученика, педагогу начальных классов, требуется хотя бы один раз за учебный день создавать учащимся ситуацию для проведения целеполагания [16].
Рассуждая о целеполагании на каждом уроке в начальной школе педагогу, нельзя игнорировать тот факт, что он работает с младшими школьниками. Их очень важно мотивировать к достижению целей и результатов на каждом конкретном уроке английского языка и к изучению иностранного языка в целом, так как они только начинают знакомиться с процессом обучения. Этап целеполагания сейчас занимает ведущее, одно из главных мест, в структуре урока и при работе с учащимися начальной школы нужна грамотная организация этого этапа: педагог не просто сообщает классу свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.
Проанализировать работу на уроке и подвести итоги занятия — не менее важная задача. За это отвечает рефлексия. На данном этапе урока мы хотим узнать и понять была ли достигнута цель, выведенная в начале урока, а также выявить тех, кому ещё нужно поработать для достижения желаемого результата.
Для преобразования целей преподавателя в цели обучающихся, учителю приходится обращаться к существующим приемам целеполагания. На уроках английского языка используется большое количество приемов постановки целей и задач. Все эти приемы разделены на:
  • визуальные
- тема-вопрос
- работа над понятием
- ситуация яркого пятна
- исключение
- домысливание
- проблемная ситуация
- группировка
  • аудиальные
- подводящий диалог
- собери слово
- исключение
- проблема предыдущего урока [2].
Стоит более подробно рассмотреть универсальные приёмы целеполагания:
  • Тема-вопрос
В рамках данного приёма учитель задаёт какой-либо вопрос, с помощью которого формулируется тема и цель урока. Учащиеся намечают план по достижению ответа на данный вопрос. Школьники выдвигают свои мнения, которые могут быть очень разными, поэтому чем больше они выскажут мнений, чем лучше будет у них развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее, быстрее и качественнее будет проходить работа. Направлять класс и работу может сам педагог, но также возможен вариант выбора классом или педагогом одного конкретного ученика. Однако учитель всё равно должен контролировать ход мыслей класса.
  • Работа над понятием
На доске педагог может записать какое-то понятие или термин и предлагает классу разобраться с тем, что оно означает. Для этого учащимся может быть разрешено пользоваться словарём.
  • Подводящий диалог
Педагог осуществляет целеполагание с помощью беседы с классом. Она нацелена на обобщение изученного материала и должна содержать логику. Педагог должен вести беседу о чём-то, о чём у класса недостаточно знаний и, в связи с этим будет создана ситуация, в которой учащимся придётся что-то дополнительно изучить.
  • Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных слов или предметов одно выделено каким-то способом. В связи с особенностями восприятия информации детьми, внимание сосредоточено на выделенном цветом или размером предмете. С детьми проводится беседа по выявлению причин обособленности конкретного слова.
  • Группировка
Какие-то слова или вещи по какому-то признаку должны делиться на несколько групп. Учащимся предлагается сделать это, поняв принцип группирования. Признак, отличающий группы между собой и будет темой урока, а его изучение – целью.
  • Исключение
Приём может быть использован как через зрительное, так и через слуховое восприятие. В первом варианте мы обращаемся к сути приема "Яркое пятно", но классу предоставляется обязательным через анализ общего и отличного у предложенных слов, выявить лишнее, аргументриуя свой выбор.
  • Домысливание
Педагог на доске предъявляет тему урока слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" класс формулирует цель урока.
  • Проблемная ситуация
В рамках данного приёма создаются условия для ситуации противоречия между изученным и неизученным. Последовательность применения данного приема такова:
- Самостоятельное решение
- Коллективная проверка результатов
- Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
- Постановка цели урока.
  • Проблема предыдущего урока
В конце урока педагог даёт детям весьма сложное задание справится с которым они не в силах в связи с недостатком информации и знаний по данной теме или же из-за нехватки времени. Это требует продолжения данной работы на следующем уроке. Это значит, что тема и цель урока могут быть определены заранее, а на следующем уроке о них упоминается снова и ведётся работа для их достижения.
  • Собери слово
К теме урока класс подходит через кроссворд, ребус, головоломку или шифровку. В начале урока учащимся предлагается разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока.
Таким образом, чтобы качественно осуществлять этап целеполагания учитель должен обязательно учитывать возрастные особенности детей и говоря об учащихся начальной школы – стоит бесспорно отметить, что особенно в этом возрасте дети нуждаются в дополнительной мотивации к учебной деятельности, с которой они сталкиваются впервые после игрового вида деятельности. В этом им помогает осознание цели – зачем они будут учить то или иное. Поэтому для успешной реализации этапа целеполагания на занятиях педагог должен использовать разные приёмы целеполагания, которые делятся на две группы: визуальные и аудиальные. Разнообразие приёмов помогает заинтересовать детей в данном возрасте и сделать процесс целеполагания более увлекательным и познавательным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Анисимова, Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников: Дис...д-ра психол. наук:/ Н.П. Анисимова – М., Петровна, 2007. – 51 с.
  2. Аствацатуров, Г.О. Технология целеполагания урока  [пособие] / Г. О. Аствацатуров. – Волгоград : Учитель, 2009. – 118 с.
  3. Буланова, В. А. Приёмы целеполагания на уроке английского языка/ В.А. Буланова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 33. – С. 113–118.
  4. Бим, И.Л. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования/ И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. – 2004. – №3 - C. 9–11.
  5. Богданова, О. С. Концепция обучения иностранным языкам/ О.С. Богданова.– Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 44 с.
  6. Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков /Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1972. – 351 с.
  7. Вострикова, Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения/ Н.А. Вострикова // Иностранные языки в школе. 2001.– №5 – С. 21-23.
  8. Гальскова, Н. Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения / Н. Д. Гальскова// Иностранные языки в школе.– 2012 . – № 9 . – С. 2-9.
  9. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т./ В. Даль.–  М.: Терра, 1995.
  10. Журавлев, А.Л. Психология совместной деятельности/ А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,  2005. – 640 с.
  11. Журавлев, Д. Мотивация и проблемы в обучении/ Д. Журавлев// Народное образование.– 2002. – №9. – С. 123.
  12. Игнатенко, О.Г. Психология постановки цели учебной деятельности: Дис... канд. психол. наук/ О.Г. Игнатенко. – М., 2005. 261 с.
  13. Кокарева, З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. 2014. – №2. – С. 21-24.
  14. Колесникова, И.Н. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков = A handbook of english-russian terminology for language teaching/ И.Н. Колесникова, О.А. Долгина.– СПб.: Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ : Cambridge university press, 2001.- 223 с.
  15. Логинова, Н.А. Актуальность целеполагания современного образовательного процесса/ Н.А. Логинова// Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.– 2019.– № 4 (72).– С. 86-89.
  16. Лопырев, А.В. Целеполагание в деятельности учителя начальной школы: Дис... канд. псих. наук/ А.В. Лопырев.– М., 2016. – 192 с.
  17. Матюхина, М.Ф. Мотивация учения младших школьников / М.Ф. Матюхина. – М. : Педагогика, 1984.
  18. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками/ Е.Л. Мельникова. – М., 2006.
  19. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий/ А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
  20. Пакшина, Е.В. Приемы формирования навыка целеполагания на уроках английского языка в рамках регулятивных универсальных учебных действий/ Е.В. Пакшина// Научно-методический электронный журнал «Концепт».– 2017. – Т. 33. С. 63-67.  [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/771131.htm (дата обращения 18.01.2022)
  21.  Посмёткина, Н.Н. Формирование мотивации учения младших школьников в условиях совместной деятельности: на материале изучения иностранного языка: Дис...канд. психол. наук/ Н.Н. Посмёткина.– Курск, 2007.–21 с.
  22. Репкин, В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В.В. Репкин // Начальная школа.– 1999.– №7.– С. 19-24.
  23. Румянцева, Е.А. Стратегии и тактики речевого убеждения/ Е.А, Румянцева.– Одесса, 2014 – с. 84.
  24. Родина, Н.В. Совместная деятельность учителя и ученика по постановке и реализации учебных целей в общеобразовательной школе: Дис...канд. пед. наук / Н.В. Родина.– М., 2009.– 165 с.
  25. Серова, Н.А. Целеполагание в условиях личностно ориентированного обучения математике в средней школе: Дис... канд. пед. наук./Н.А. Серова.–  Нижний Новгород, 2004.– 197 с.
  26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения 15.03.2022)
  27. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников/ А.В. Хуторской.– М.: ВЛАДОС, 2000.– 319 с.
  28. Хуторской, А.В. Современная дидактика/ А. В. Хуторской.– Изд. 2-е, перераб. - М.,: Высш. шк., 2007.– 638 с.
  29. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.– 415 с.
  30. Хуторской А.В. Дидактика/ А.В. Хуторской.– Спб.: Питер, 2017.– 720 с.
  31. Bloom B. S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Goals. New York, 1971. 236 p.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»