Использование ребусов для изучения и закрепления
языкового материала на уроках английского языка
Мишенькина Татьяна Васильевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Возрастающая роль иностранных языков, значительное увеличение международных связей, всестороннее развитие личности ребенка, требуют качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Все это создает предпосылки для улучшения обучения иностранным языкам в школе.учитель английского языка ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался в скучное и однообразное занятие. Проявление интереса к изучению предмета является предпосылкой к появлению более сложной его разновидности – познавательного интереса, который способствует развитию мыслительной активности и росту качества знаний.
Поддержание интереса к английскому языку зависит в большей степени от методики преподавания, от умело построенной учебной работы. В связи с поиском наиболее эффективных приёмов обучения, я ввожу в урок элементы занимательности, применяя нетрадиционные приемы работы.
Одним из таких приемов является использование ребусов на этапе закрепления ранее изученной лексики. Ребусы способствуют развитию мыслительных способностей и повышают мотивацию к изучению языка, воспитывают качеста творческой личности: настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Они должны соответствовать возрасту, быть увлекательными, нести в себе элементы анализа, способствовать умственному развитию. Что такое ребус?
Ребус (лат. rebus, при помощи вещей; форма множественного числа от res – вещь) – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими символами.
Самыми распространенными принципами кодирования слов можно выделить следующие:
- Слово + слово (предмет + предмет):
arm + chair,
book + shelf
- Предмет + часть слова + предмет:
- Исключение буквы из названия изображенного предмета при помощи запятой (ых) – если запятая (ые) стоит слева от рисунка, то исключаем первую букву(или несколько букв), если справа от рисунка – то последнюю (ии), или добавляются взамен вычеркнутых:
- Буквы, буквосочетания, предметы изображены один на другом (над ним, под ним), один в другом, рядом друг с другом (одна буква «прислонена» к другой или они как бы держатся за руки), какая-либо буква «идет» по направлению к другой или к другим, тогда при чтении, соответственно, добавляются предлоги ‘on’, ‘under’, ‘up’, ‘at’, ‘with’, ‘to’:
M – on – day = Monday
- Над рисунком (или рядом с изображением) написаны цифры, тогда буквы читаются втом порядке, который указан цифрами:
ear (2,3,1) = are, net (3,2,1) = ten
- Зачеркнутая буква исключается при расшифровке слова или заменяется на другую:
Зашифровать можно не только слова, но и изученные словосочетания и предложения (примеры в прикрепленном файле).
Не менее эффективно составление ребусов самими учениками. Это задание можно дать в качестве творческого домашнего задания, обговорив правила составления ребусов и список слов, которые можно зашифровать.
Использование занимательного материала, в частности ребусов, на уроках английского языка, помогает изучить и закрепить материал на уровне эмоционального осознания, тем самым развивается познавательный интерес к английскому языку и, как следствие развитие мыслительной активности учащихся.
Использование и составление ребусов не только оживляет работу учащихся на уроке английского языка, повышает мотивацию и работоспособность, но и положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся. Его можно применять на любом этапе урока. Учитель ставит перед учениками проблему и побуждает их к исследовательской деятельности. Таким образом, в основе данного приема лежит проблемное обучение и деятельностный подход.
Разгадывая ребусы или составляя свои собственные, учащиеся развивают смекалку, воображение, укрепляют память, прочно усваивая изучаемыйлексический материал. Это один из приемов педагогического мастерства, позволяющий активировать у детей желание учиться.