Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль игры в формировании навыков
иноязычной речи у младших школьников

Ангеловская Анастасия Александровна
            Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.
Главным элементом игры является роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вложить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной.
         Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность участников процесса. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает  особые богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них это, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и застенчивость, мешающие свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, после которого желание изучать язык возрастает в разы.
      Использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень всех современных технологий.

        Применяя игровую деятельность на практике, можно выделить  следующие ее функции:
- Обучающая функция, роль которой, заключается в развитии памяти, мышления, внимания, восприятии информации, развитии учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие ;
Развлекательная. Ее роль состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир. Ее главная цель  - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.
- Коммуникативная функция: заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении всех учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке (освоение диалектики общения).
- Воспитательная функция: заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; у ребят развивается чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
- Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Психологическая функция: состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.
- Развивающая функция: направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.
     Учение для младшего школьника - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.
Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.
В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к 3 - 4 классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются общие и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные - в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.
Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.
Задачей  игры являются упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В игре обязательно должно присутствовать наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Игра должна включать в себя занимательность, юмор. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, делает процесс выполнение задачи более легким.
Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
Игра должна быть принята всей группой.
Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере.
Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем активнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах.
Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
В ходе написания статьи мною изучена проблема использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте. Было выявлено положительное влияние игры на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Рассмотрены различные требования к играм, выявлена четкая необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого учащегося в игру.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»