Обучение аудированию на уроках английского языка
Шубина Татьяна Александровна,
учитель английского языка ГБОУ
школы № 603 г.Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБОУ
школы № 603 г.Санкт-Петербурга
Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке, обучение этому виду речевой деятельности является одним из основных направлений работы учителя в школе. Аудирование является рецептивным видом деятельности и целью обучения аудированию является понимать тексты на слух с различной степенью проникновения в содержание и выявление наиболее существенных фактов. Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении.Как правило, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся это направление вызывает наибольшие трудности в обучении. Сложная задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы научить осуществлять данный вид речевой деятельности, т.е. развить навыки и умения перерабатывать воспринимаемую на слух информацию в разных условиях общения.
Учителю важно изучить и постоянно учитывать в своей работе субъективные и объективные факторы успешности обучения аудированию; трудности, связанные с этим процессом и пути их преодоления, а также контроля аудирования.
В обучении аудированию учителю необходимо постоянно мотивировать учащихся через: правильный подбор текста, создание ситуации общения перед восприятием текста, различные задания, предполагающие контроль прослушанного и выход в другой вид деятельности после восприятия текста. При обучении аудированию так-же надо учитывать, что учащиеся обладают различной слуховой памятью, помнят разное количество слов и могут удерживать в памяти разное количество информации. От того, насколько рационально организована структура аудиозанятия и определено его место в системе обучения зависит эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку.
В процессе формирования речевых навыков и умений необходимо использовать материал для снятия языковых трудностей, которые могут возникнуть при прослушивании аудиотекстов, а также упражнения, основанные на содержании аудиотекстов, направленные на развитие, как рецептивных навыков, так и навыков говорения, и позволяющих осуществлять контроль понимания учащимися основного содержания услышанного.
Трудности, возникающие при обучении аудированию:
- связанные с языковыми аспектами: фонетические - под этим предполагается отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи. Индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной и представлять трудности для ее восприятия и понимания; грамматические - ряд грамматических трудностей связан прежде всего с наличием грамматических форм, не свойственных русскому языку; лексические - именно на наличие многих незнакомых слов учащиеся указывают как на причину непонимания текста..
- связанные с особенностями речи: не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка. Неправильное понимание воспринимаемой информации может быть вызвано интерпретацией речевого и неречевого поведение говорящего - носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения.
Для учета этих трудностей и обеспечения их успешного преодоления нужна методическая система.
Материалы, предъявляемые для работы на уроках обучения аудированию должны быть в первую очередь аутентичными и соответствовать следующим требованиям:
1. Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.
2. Содержание новой и интересной для учащихся информации.
3. Представление разных форм речи.
4. Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.
5. Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.
6. Желательно наличие воспитательной ценности.
В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Место аудирования в структуре урока зависит от цели, которую поставил перед собой и учащимися преподаватель. При работе с аудиоматериалами происходит развитие способностей учащихся одновременно работать над несколькими речевыми учениями. Определённое значение при обучении иноязычной речи имеет правильная взаимосвязь разных видов речи:
- аудирование и говорение.Понимание речи на слух тесно связано с говорением - выражением мыслей средствами изучаемого языка . Говорение может быть реакцией на чужую речь. Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание служит основой для говорения, качество понимания прослушанного материала контролируется обычно путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путем его пересказа. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух;
- аудирование и чтение. Задания на аудирование обычно даются в печатном виде, поэтому часть информации, необходимой для аудирования быть извлечена из печатного задания.
- аудирование и письмо. Очень часто ответы на задание по аудированию нужно дать в письменной форме. Поэтому эти виды деятельности тоже связаны между собой.
Упражнения при работе с аудиотекстом можно разделить на следующие граппы:
Учителю важно изучить и постоянно учитывать в своей работе субъективные и объективные факторы успешности обучения аудированию; трудности, связанные с этим процессом и пути их преодоления, а также контроля аудирования.
В обучении аудированию учителю необходимо постоянно мотивировать учащихся через: правильный подбор текста, создание ситуации общения перед восприятием текста, различные задания, предполагающие контроль прослушанного и выход в другой вид деятельности после восприятия текста. При обучении аудированию так-же надо учитывать, что учащиеся обладают различной слуховой памятью, помнят разное количество слов и могут удерживать в памяти разное количество информации. От того, насколько рационально организована структура аудиозанятия и определено его место в системе обучения зависит эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку.
В процессе формирования речевых навыков и умений необходимо использовать материал для снятия языковых трудностей, которые могут возникнуть при прослушивании аудиотекстов, а также упражнения, основанные на содержании аудиотекстов, направленные на развитие, как рецептивных навыков, так и навыков говорения, и позволяющих осуществлять контроль понимания учащимися основного содержания услышанного.
Трудности, возникающие при обучении аудированию:
- связанные с языковыми аспектами: фонетические - под этим предполагается отсутствие четкой границы между звуками в слове и между словами в потоке речи. Индивидуальная манера речи может быть очень разнообразной и представлять трудности для ее восприятия и понимания; грамматические - ряд грамматических трудностей связан прежде всего с наличием грамматических форм, не свойственных русскому языку; лексические - именно на наличие многих незнакомых слов учащиеся указывают как на причину непонимания текста..
- связанные с особенностями речи: не имея достаточных контактов с носителями языка, ученик, как правило, не обладает необходимыми знаниями об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка. Неправильное понимание воспринимаемой информации может быть вызвано интерпретацией речевого и неречевого поведение говорящего - носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения.
Для учета этих трудностей и обеспечения их успешного преодоления нужна методическая система.
Материалы, предъявляемые для работы на уроках обучения аудированию должны быть в первую очередь аутентичными и соответствовать следующим требованиям:
1. Соответствие возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках.
2. Содержание новой и интересной для учащихся информации.
3. Представление разных форм речи.
4. Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.
5. Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.
6. Желательно наличие воспитательной ценности.
В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство. Место аудирования в структуре урока зависит от цели, которую поставил перед собой и учащимися преподаватель. При работе с аудиоматериалами происходит развитие способностей учащихся одновременно работать над несколькими речевыми учениями. Определённое значение при обучении иноязычной речи имеет правильная взаимосвязь разных видов речи:
- аудирование и говорение.Понимание речи на слух тесно связано с говорением - выражением мыслей средствами изучаемого языка . Говорение может быть реакцией на чужую речь. Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание служит основой для говорения, качество понимания прослушанного материала контролируется обычно путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путем его пересказа. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух;
- аудирование и чтение. Задания на аудирование обычно даются в печатном виде, поэтому часть информации, необходимой для аудирования быть извлечена из печатного задания.
- аудирование и письмо. Очень часто ответы на задание по аудированию нужно дать в письменной форме. Поэтому эти виды деятельности тоже связаны между собой.
Упражнения при работе с аудиотекстом можно разделить на следующие граппы:
- Предтекстовые. Выполняются перед прослушиванием, их целью является облегчение последующего прослушивания.
- Упражнения, которые выполняются во время прослушивания чаще всего бывают на извлечение какой- то отдельно интересующей нас информации. Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте.
- Послетекстовые упражнения часто носят контролирующий характер. Это часто ответы на вопросы. Упражнения типа верно\неверно. А так же упражнение на высказывание своего отношения к прослушанному.
Необходимо сразу определить цель прослушивания и сказать, что основное задание не понимать весь текст полностью, а только извлечь интересующую учителя информацию. Дальше задания следует усложнять. Чтобы извлечь необходимую информацию нужно всегда четко объяснять, что основная информация всегда содержится в словах, на которые падает ударение в предложении, поэтому работе по поиску ударных слов нужно уделить большое внимание. На следующем этапе можно вводить более сложные упражнения по аудиотекстам. Это упражнения с извлечением более точной информации и определением деталей - такие как ответы на конкретные вопросы, заполнение пропусков в предложениях.
Рекомендуется выписать на доске слова или словосочетания, которые по мнению учителя будут трудными для понимания. Значения некоторых можно записать, а о значении других можно предложить учащимся догадаться. Обязательно нужно дать время для ознакомления с печатным заданием. Обязательно нужно проверить – поняли ли учащиеся задание, обязательно снять трудности, если они выявились.
Необходимо учитывать продолжительность текста. Если текст звучит больше одной минуты, то есть вероятность, что учащиеся не поймут его до конца, потому что обычно лучше всего понимается начальная часть текста, а ближе к концу внимание рассеивается и они не успевают понять содержание текста в целом. Поэтому начинать работу на слух нужно с небольших по объему текстов, основанных на лексическом материале, которым учащиеся хорошо владеют.
Как правило текст для прослушивания предъявляется дважды. После первого прослушивания необходимо проверить степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. И последнее упражнение – это комментарии, высказывание своего отношения к услышанному.
Количество упражнений будет зависеть от того, какой уровень подготовка, активность и интерес у учащихся, а также количества времени на уроке. Таким образом, обучение аудированию это достаточно интересый, насыщенный, воспитательный и познавательный процесс, в случае правильной мотивации учащихся. Владение этим навыком обеспечивает успех коммуникации, который заключается в умении говорить на английском языке и понимать английскую речь. Помимо своей основной цели, аудирование развивает память, мышление, воображение, то есть способствует всестороннему развитию личности.
Рекомендуется выписать на доске слова или словосочетания, которые по мнению учителя будут трудными для понимания. Значения некоторых можно записать, а о значении других можно предложить учащимся догадаться. Обязательно нужно дать время для ознакомления с печатным заданием. Обязательно нужно проверить – поняли ли учащиеся задание, обязательно снять трудности, если они выявились.
Необходимо учитывать продолжительность текста. Если текст звучит больше одной минуты, то есть вероятность, что учащиеся не поймут его до конца, потому что обычно лучше всего понимается начальная часть текста, а ближе к концу внимание рассеивается и они не успевают понять содержание текста в целом. Поэтому начинать работу на слух нужно с небольших по объему текстов, основанных на лексическом материале, которым учащиеся хорошо владеют.
Как правило текст для прослушивания предъявляется дважды. После первого прослушивания необходимо проверить степень понимания учащимися информации, содержащейся в тексте. И последнее упражнение – это комментарии, высказывание своего отношения к услышанному.
Количество упражнений будет зависеть от того, какой уровень подготовка, активность и интерес у учащихся, а также количества времени на уроке. Таким образом, обучение аудированию это достаточно интересый, насыщенный, воспитательный и познавательный процесс, в случае правильной мотивации учащихся. Владение этим навыком обеспечивает успех коммуникации, который заключается в умении говорить на английском языке и понимать английскую речь. Помимо своей основной цели, аудирование развивает память, мышление, воображение, то есть способствует всестороннему развитию личности.